Кружево и вышивка ручной работы пользуются особой популярностью у дизайнеров. Как сложность вышивки, так и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость конечного изделия. Среди кружевниц кружево ручной работы заслуживает наибольшего уважения.
Русская одежда
Русская одежда, особенно как элемент национальной культуры, как знак и символ, выражает конфессиональное, нравственное и художественное восприятие русского народа, его историю, духовность и ценности.
Общие сведения о русской национальной одежде приведены в классических трудах известного историка, этнографа и фольклориста А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, И.Е. Забелин, П.А. Киреевский, Н.И. Костомаров и др.
История русского костюма
В историографии русской одежды существует давняя традиция. Русская одежда изучается с точки зрения российской истории, археологии, этнографии, гендерной и социальной истории. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что благодаря природным влияниям, а также характеру условий жизни и сельскохозяйственного труда, русский национальный костюм был максимально приспособлен к жизни людей.1 Особенности русского национального костюма.
- Функциональные возможности. Русская одежда была легкой и не теплой, но в то же время достаточно теплой и прочной, чтобы защитить от непогоды.
- Конструктивность. Удобная конструкция сарафанов, рубашек, застежек-молний и понибасов позволила свести к минимуму потери ткани за счет отсутствия необходимости разрезать ткань при раскрое изделий. Минимальное количество игл требовало от швеи меньших навыков и сокращало время шитья.
- Декоративные качества. Одежда была очень выразительной и яркой, украшенной декоративными элементами, сочетающей ткани разных цветов и фактур.
До 17 века характерной формой одежды была длинная одежда без пуговиц. Соседи-кочевники, твердая политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири и восстановление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события могли повлиять только на материальную культуру русского народа. Одним из последствий стало формирование оригинального костюма, сочетающего в себе глубокие местные традиции и азиатские черты. На рубеже XVII-XVIII веков русская одежда претерпела важные изменения, вызванные реформами Петра I и его предшественников2.
До конца существования Московского царства Россия была неоднородной страной. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия людей, живущих в России. Кроме того, были известны как европейские, так и азиатские костюмы. Главной особенностью русского костюма в этот период можно назвать расслоение. Их многослойная одежда создавала величественный образ. На социальный статус владельца одежды указывало обилие украшений. Одежду украшали так называемыми «фиксированными» орнаментами: шелковой вышивкой, катушками (крученая золотая или серебряная нить), бусами (плоские серебряные проволочки, прикрепленные к ткани). Костюмы также украшались жемчугом, жемчужными нитями и напоминали кружева — поднизи.
Одежда иностранных гостей России — путешественников, купцов, солдат, архитекторов — часто становилась основой для новых форм, которые впоследствии становились русскими. Например, появление плаща (верхней одежды, похожей на плащ) в русской мужской одежде. Это связано с браком Ивана IV и Марьи Темлюковны в 1561 году. Кроме того, тегаляи (стальные кафтаны, выполнявшие функцию доспехов), широко распространенные в России, были монгольского происхождения. Эта одежда пришла в Московию от турецкого народа. Известны и другие примеры кредитования восточной одежды.
Европейская («немецкая») одежда была известна как парадная и неформальная в донефтяной России. Цыганки, кабаты, курта, туники и немецкие шляпы использовались придворными и самими царевичами с 1630-х годов. Некоторые европейские одежды носили императоры, вельможи и придворные. Интерес к иностранной одежде был настолько велик, что в 1675 году царь издал указ «Не одеваться и не стричься по иностранным обычаям…». Они также не носили иностранную одежду, кафтаны и шапки. Не приказал своим людям делать то же самое «2. Указ Алексея Михайловича о разграничении разрешенной «русской» и запрещенной «иностранной» одежды. Преемник царя Алексея Михайловича, царь Федор, не был сторонником многослойной одежды с длинными рукавами, принятой в третьей четверти XVII века, из-за практических трудностей. В 1681 году царь запретил использование традиционной русской одежды — окамбунии и цельнокроеной одежды. На смену им пришли другие формы, более практичные. «Старая одежда была длинной, пригодной для ношения дамами и бесполезной для службы и путешествий».3 Вместо нее были выданы короткие кафтаны по образцу современного польского платья царя Федора.
Материалы для одежды
Материалом для одежды служили подручные ткани, такие как холст, лен и шерсть. Холст и полотно были льняными, а другой бумажной тканью. Крашеный холст назывался крашениной, а более плотная крашеная льняная ткань — кеза или кеза.
Широкое распространение получила клетчатая шерстяная ткань под названием понева. Меха, овчины и норка использовались для изготовления теплой одежды, а козьи, бараньи, коровьи и лошадиные шкуры — для обуви, ремней и чехлов. Богатая одежда шилась из дорогих тканей, в основном импортных. Шелковые ткани включали камку, тафту, шинку, атлас, паволок, айал, сатин и камиан. Бумажные материалы включают бязь, кумак, киндяк, миткар, салапат и атлас. Они родом из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции и Кавказа. Шерстяные ткани импортировались в основном из Англии, Франции, Италии и Фландрии. Ткани в основном импортировались, но меха для тепла и украшения богатых одежд поступали из России и экспортировались в больших количествах.
Таковы общие характеристики большинства территорий, признанных сегодня принадлежащими бывшей России. Однако каждая территория имеет свои уникальные особенности, которые рассматриваются ниже.
презентация по родному русскому языку 1 класс «Как одевались в старину. Мужская одежда» презентация к уроку (1 класс)
Клетчатая рубашка, сделанная из самодельного холста, была основой мужской одежды. Он был вырезан и сшит из отдельных частей. Небольшие вырезы спереди закреплялись или фиксировались завязками. Их шили из бело-синей или красной ткани и украшали вышивкой. Рубашки были повседневными и праздничными. Повседневные рубашки не украшались, и только швы и края обшивались красной нитью, чтобы защитить их от злых сил. Рубашки носили свободными и всегда подпоясывали тонким ремнем или цветным кружевным поясом.
У рубашки диагональный воротник с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычной рубашки. По словам академика Лихачева, разрезы по бокам рубашки были сделаны специально для того, чтобы крест не спадал во время работы.
В вышивке часто присутствовали символы земли, пашни, зерна и бутонов.
У поясов было много функций. Они обозначали богатство человека, были призами и подарками, а также завещались в качестве реликвий.
Портупеи были короткими, длинными, зауженными брюками со шнуровкой на талии — хашник. сверху носили шелковые или тканевые шаровары. Брюки заталкивали в сапоги или заворачивали в леггинсы, а поверх них надевали сандалии.
Onuchi, Lapti Inuchi — куски ткани, используемые для обертывания ног (обертка, обертка для ног). Онучи фактически помещали поверх обуви (например, сапоги, лапти). Сапоги — основной вид крестьянской обуви, сплетенной из березы или бересты.
Зипуны обычно носят поверх рубашки. Пуговица Zipun. Она доходила до колен и имела удлиненные рукава. У зипуна не было воротника. На талии носили небольшой пояс.
Кафтан надевается поверх зипуна — куртки, расширяющейся к низу. Пуговицы из металла, дерева, плетеных шнуров и искусственного жемчуга использовались для отделки петель на груди и боках. Кафтаны неизбежно закрывали колени. Они были сделаны из различных тканей: льна, полотна и бархата.
Исключительно русской одеждой были шубы. Деревенские жители, знатные бояре и цари носили шубы. Крестьяне носили шубы из овчины и дикого кролика, а дворяне — шубы из флиса, лисы или песца. Одежда знати также была окцидентальной. Это была тонкая, длинная одежда с пуговицами спереди.
Основным головным убором мужчин была войлочная шапка — валенки. Шапка была сделана из белой, серой или коричневой овечьей шерсти с коническим или округлым верхом. Богато сшитые атласные шапки, украшенные драгоценностями из меха сампко. Головной убор.
Зимой крестьяне носили шапки из овчины — треучи-малахай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация уроков русского языка второго класса. УМК «Начальная школа будущего». Тема: «Правописание слов-названий предметов мужского и женского рода на основе стоп-нот.
Презентация курса русского языка для второго курса. УМК «Начальная школа будущего».
Презентация курса русского языка во втором классе КЭШ: «Правописание имен нарицательных мужского и женского рода.
Презентация курса русского языка второго года обучения во 2 классе по теме «Правописание названий предметов с опорой на кованые слова». Курс организован в соответствии с ФГОС (курс «Открывая новое»).
Презентация к уроку русского языка в четвертом классе «Неопределенные суффиксы прилагательных мужского и женского рода».
Презентация курса русского языка для четвертого курса «Абстрактные окончания прилагательных мужского и женского рода».
Презентация «Распад прилагательных мужского и нейтрального рода» для урока русского языка в 4-м классе.
Данный урок русского языка в четвертом классе по теме «Градации прилагательных мужского и нейтрального рода», основанный на системе «Школа России». Основная цель курса — стать независимым.
Техническая карта курса русского языка. Тема курса: старый дом, как они его называли.
Урок по приобретению новых знаний.
Урок русского языка в первом классе по теме «Одежда в старину». Женская одежда» Презентация.
Презентация родного русского языка первокурсников на тему ‘В чем люди ходили в старых, женских костюмах’.
Они носили разные рубашки, в зависимости от того, какую работу им приходилось выполнять. Были футболки «урожай», «урожай» и «рыбалка». Интересно, что рубашки урожая всегда богато украшались — к ним относились как к праздничным рубашкам.
Мужская одежда на Руси
И мужчины, и женщины были одеты в рубашки. Они были вырезаны из вонючей или компактной ткани. Рубашки не имели воротника, но горловина нарядной рубашки была украшена вышитой полосой декора. Штаны делались очень широкими, как шаровары, и были закрыты посередине, на лодыжках и ниже колен с помощью ленты или железных ремней, что было более практично.
Брюки использовались в качестве карманов. Мужчины высшего класса носили одну пару брюк, а другую — под брюками. В XII веке в моду вошли косоворотки. Зимой мужчины и женщины носили куртки и пиджаки.
Свадебные русские наряды
Свадебные платья были священными. Белые свадебные платья вошли в моду в 17 веке, до этого многие старались украсить свои свадебные платья красной вышивкой. В России красный цвет ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Они начали вышивать свадебные рубашки задолго до церемонии. Молодые невесты могли заниматься вышиванием несколько месяцев. В дополнение к рубашке невесты надевали платье-солнце и ленту из бисера на голову. Чем богаче было платье, тем выше семья невесты поднималась в обществе. Зимой они работали в меховых шубах.
Одежда жениха была более скромной — отбеленный лен с вышивкой и брюки. На удачу в его карман клали ситцевый платок. В разных регионах России использовались уникальные детали в наряде жениха. Это был не только рисунок вышивки, но и цветовая композиция костюма, качество ткани и ее цвет.
Они носили разные рубашки, в зависимости от того, какую работу им приходилось выполнять. Были футболки «урожай», «урожай» и «рыбалка». Интересно, что рубашки урожая всегда богато украшались — к ним относились как к праздничным рубашкам.
Зимняя славянская одежда
Суровый климат заставлял славян носить теплую одежду для разных сезонов. Τα γούνινα μπουφάν και τα γούνινα παλτά δεν ήταν διαθέσιμα σε όλους. Οι αγρότες διατηρούνταν ζεστοί το χειμώνα φορώντας μακρύ μανδύα, ραμμένο από μάλλινο ύφασμα. Αναπόσπαστο μέρος της ήταν μια κουκούλα και μια ζώνη, που δεν επέτρεπε να διαχωρίζονται τα δύο φύλα χωρίς κουμπιά.
Часто дипуны из более плотной ткани с меховой подкладкой были более элегантными и более дорогими.
Ο κύριος σλαβικός ρουχισμός για έναν ταξιδιώτη σε ένα μακρινό ταξίδι — epancha — ήταν ένανς μανδύας με κουκούλα και ειδικό εμποτισμό από τη βροχή διαπεραστικό άνεμο.
Οι ευγενείς και οι πλούσιοι μπορούσαν να αγοράσουν ρούχα με μία σειρά, ohaben, feryaz.
Τα καθημερινά σλαβικά ρούχα, φτιαγμένα από αλεύκαστο λινό, ήταν γκρίζα. Για τις διακοπές οι άνθρωποι χρησιμοποιούσαν πολύχρωμα υφάσματα, τα οποία έπαιρναν χρώμα με φυσικές βαφές. Τα ρούχα ήταν πλούσια διακοσμημένα με κεντήματα, κορδόνια και χάντρες. Παρέδωσαν ακριβά ρούχα ως κληρονομιά.
Русская одежда, особенно как элемент национальной культуры, как знак и символ, выражает конфессиональное, нравственное и художественное восприятие русского народа, его историю, духовность и ценности.
Обувь
Большинство наших предков носили сапоги из бересты, обмотанные вокруг ног, или короткие сапоги. Материалом для сапог обычно служили сафьян или кожа (что делало их производство довольно дорогим), поэтому не все мужчины и женщины могли позволить себе такую роскошь. Как предмет роскоши, сапоги часто были богато украшены.
Древние русские уделяли особое внимание защите от нежелательных воздействий. Женщины создавали узоры на своей одежде своими руками и обращались к богам с конкретными просьбами. Внешний вид, форма и цвет вышивки имели особое сакральное значение.
Традиционно вышивка располагалась по краям одежды (вдоль воротника, рукавов и подола), чтобы защитить ее от злых сил. Детская одежда обычно вышивалась красной нитью, но для взрослых это может отличаться. Таким образом, женщины могут добавлять черный цвет к красному для защиты от бесплодия, а мужчины — синий и зеленый для защиты от потерь. Особое внимание также уделялось «племенным цветам», которые носило племя.
Наши далекие предки уделяли особое внимание поясу — этот элемент одежды считался необходимым и имел глубокий смысл, кроме того, прослыть «окруженным» на публике было глубочайшим позором (отсюда термин «окруженный» — ставший развратным, необузданным). Пояса служили защитой от «злых» сил, предотвращали доступ к телу человека, улучшали здоровье и обладали «плодотворными» свойствами. В традиционных свадьбах жених и невеста укреплялись, будучи связанными вместе поясом. Брак.
Обереги также являлись важным фактором сохранения здоровья, жизненной силы и привлечения милости славянских богов пантеона. В зависимости от региона, и мужчины, и женщины носили кольца на поясе или на шее, а женщины также использовали кольца в висках. У женщин обычно было больше амулетов, чем у мужчин, а современные женщины любят украшения.
Традиционно женские амулеты помогали поддерживать и сохранять семейную родословную, в то время как мужские амулеты отвечали за охотничью и боевую удачу.
В дохристианские времена амулеты чаще всего изготавливались «болшуа» (старшей дочерью семьи). Позже самые мощные амулеты стали делать жены.
Как видно из вышесказанного, наши древние предки жили в мистическом мире, полном уникальных верований, представлений, угроз и моральных принципов. Как и следовало ожидать, сегодня одежда для нас — всего лишь полезный предмет, в лучшем случае средство самовыражения, но для них она была гораздо важнее, поскольку они менялись от рождения до смерти. Кроме того, одежда может многое рассказать о географическом положении человека, его жизненном пути и обстоятельствах. И даже сейчас, спустя сотни лет, мы можем делать выводы на основе одежды наших предшественников и лучше понимать реалии того времени.