Ленты сначала использовались на шляпах, а затем перекочевали на кепки, откуда стали практически незаменимыми. Ленты сначала использовались на шляпах, а затем перешли на кепки, откуда стали практически незаменимой частью козырька.
Содержание
Козырек родом из России. Первоначально козырек был полевой фуражкой — форменным головным убором для полевых рабочих в русской армии, который с небольшими изменениями был введен в качестве форменного головного убора для моряков в русском флоте. Эта кепка отличается от современного козырька отсутствием ленты, темно-зеленым цветом и многочисленными гравировками экипажа ВМФ на лентах кепки.
В ноябре 1811 года береты были введены в императорской российской армии и флоте в качестве повседневного головного убора во всех армейских и флотских частях.
С середины XIX века на ободке стали использовать белые полоски — узкие белые окантовки — деталь, которая до сих пор используется на современных шляпах с ободком.
Первые ленты в российском флоте появились на клетчатых фуражках матросов в 1857 году, а на служебных фуражках — не позднее 1872 года. До этого времени единственными полосами на шапках были рваные буквы и цифры, либо нарисованные, либо покрытые желтой тканью. В 70-х годах XIX века российский флот получил черную бескозырку с лентой, на которой были выгравированы названия экипажа корабля и судна. Точный размер и форма букв на лентах, а также сами ленты были утверждены для всего российского флота 19 августа 1874 года. В советском военно-морском флоте шрифт для лент Красного флота был введен в 1923 году.
Особой лентой на козырьке советского ВМФ является лента гвардейских кораблей, которая была введена в 1943 году вместе со значком гвардии. Лента гвардейских кораблей имеет цвета ленты ордена Почета, состоящие из чередующихся оранжевых и черных полос, соответствующих цветам Георгиевской ленты (существует директива от 1769 года, в которой говорится, что цвета: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет порохового дыма).
Кроме того, ленту использовали для удержания головы моряков в ветреную погоду — концы ленты завязывали на шее (или ленту прикрепляли к зубам). Длина ленты была больше, чем у современных закрылков, и составляла около 160 см.
Следует отметить, что козырек был очень удобным форменным головным убором для военно-морского флота, и по этой причине козырек был принят в качестве униформы для моряков во многих ВМС с некоторыми вариациями.
Основные детали бескозырки
- Шапка
- матросская фуражка
- белый — летняя или парадная фуражка (в некоторых армиях, родах войск и службах).
Приказ 1921 года разрешил использовать козырек для моряков советского (российского) военно-морского флота. С тех пор козырек практически не менялся.
Первоначально на козырьке гравировалось название корабля или команды, на котором служил моряк. В советский период (1949 год) в целях сохранения секретности названия кораблей были заменены названиями флотов (исключение составляли крейсер «Аврора» и названия военно-морских училищ). Позже осталась только надпись «Военно-морской флот». В настоящее время вновь вводится традиция добавлять к ленте название корабля.
Привычный головной убор моряков, бескозырка, имеет особенность — две ленты, развевающиеся на ветру. Это привычная деталь, которая не всегда присутствовала. История происхождения неоднозначна, но это не делает ее менее интересной или увлекательной.
Головной убор моряка в историческом прошлом
Изначально русские моряки носили шапки с губами из грунтового материала. Они были введены в 18 веке как часть военно-морской формы. Они были довольно практичными и обеспечивали хорошую защиту от капризов природы, и многие крестьяне также успешно использовали эти головные уборы. Продукт оставался в употреблении около 150 лет и был снят с производства только в 19 веке. За время своего пребывания в форме они несколько раз меняли свой облик, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкий ободок защищал их от дождя и солнца, но ветер мешал передвигаться в трюме, управляя оборудованием и парусами. Необходимо было найти более практичное решение.
Гренадерская шапка
К концу 18 века эти предметы были заменены гренадерскими шапками. Они были введены Павлом I, и моряки сразу же сочли их неудобными. Ведь такая шапка была высотой до 30 см, тяжелой и неудобной. Введенная в 19 веке, она была неудобна для ношения и по форме напоминала ведро. Хотя она выглядела эффектно, но мешала морякам выполнять свои непосредственные обязанности и была одинаково неудобна как в повседневной флотской жизни, так и в бою. Но имперский взгляд на внешность моряка — это одно.
Фуражка и бескозырка
Шапка эпохи царизма
Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века среди армейских гвардейцев. Эти люди отвечали за кормление лошадей и уход за военными подразделениями. Они носили так называемые фуражные шапки в виде матерчатой шапки, сложенной посередине и несколько напоминающей пилотку современных войск. Однако со временем крой начал меняться, он активно адаптировался к существующей реальности и делал ее максимально комфортной для людей. Фуражка получила тулью и околыш, а в 1811 году она была введена в качестве повседневного головного убора во всех армейских и флотских частях.
Лента на морских бескозырках
Ремень для фуражки.
Традиция зародилась у рыбаков Средиземноморья, жены и родственники которых дарили им ленту, на которой они вышивали молитвы и пожелания перед отплытием. Считалось, что такие предметы играют роль амулета. В российском флоте ленты появились только с 1857 года; у англичан они появились раньше, в 1806 году, и возможно, что этот обычай был перенят ими. Первоначально это была неформальная часть военно-морской одежды, но лента играла важную практическую роль.
Ленты сначала использовались на шляпах, а затем перекочевали на кепки, откуда стали практически незаменимыми. Ленты сначала использовались на шляпах, а затем перешли на кепки, откуда стали практически незаменимой частью козырька.
Первые бескозырки в их привычном виде
Первый козырек
Козырек в его более или менее распространенном виде появился в 1874 г. Он был черного цвета, имел белую шерстяную отделку по краям, солнечные паруса и ленту с названием корабля, на котором служил моряк. На нем также может быть указан номер подразделения, экипажа. Длина ленты составила 140 см, а для надписи был использован специальный шрифт.
Следующее изменение в облике козырька произошло после революции, в 1921 году, когда козырек кепки был укорочен, ремешки укорочены и швов больше нет. В то время на коронах больше не было названий кораблей, их заменило название флота. А в 1923 году был введен новый кубический шрифт, одинаковый для всех лент и используемый по сей день.
Интересный факт: Дважды в истории георгиевская лента появлялась на козырьке. Впервые они были вручены морякам в 1878 году, а затем вновь появились во время Второй мировой войны.
Лента имела практическую функцию. Он использовался для того, чтобы удержать шляпу на голове, когда дул сильный ветер. Ленты надевались на шею или моряки могли зажать их между зубами. Сегодня эта часть шляпы меньше, тогда как в те времена ее длина составляла около 160 см.
Зачем на матросских бескозырках нужны ленточки
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Привычный головной убор моряков, бескозырка, имеет особенность — две ленты, развевающиеся на ветру. Это привычная деталь, которая не всегда присутствовала. История происхождения неоднозначна, но это не делает ее менее интересной или увлекательной.
История происхождения: легенда и реальность.
В настоящее время моряки во всех странах, где есть военно-морской флот, носят матросскую фуражку.
Первоначально это был обычай, зародившийся у рыбаков Средиземноморья. Ленты им дарили их родственники и жены, которые лично вышивали на лентах слова молитв, пожеланий и любви. В то время считалось, что ленты — это своего рода талисман, приносящий удачу, амулет, защищающий от всех бед и несчастий и позволяющий вернуться с уловом. Часто на лентах краской писали даже одну из личных характеристик владельца. Их использовали для завязывания волос.
Традиция надписывать ленточки с характеристикой моряка сохранилась до сих пор / Фото: kapterka.com.ua
Когда на флоте была введена первая форма, которую нужно было носить по закону, ношение лент нигде официально не регламентировалось. Однако существует легенда, согласно которой моряки английского флота при штурме крепости Кюрасао (которая в то время принадлежала голландцам) повязали ленточки с надписью золотыми буквами — «intrepid». Нападение было неудачным, но обычай сохранился и вскоре распространился по всему флоту, причем не только в Британии, но и в других странах.
По одной из версий, появление лент на козырьке связано с трауром по адмиралу Нельсону / Фото: collector.ru
Существует и другая версия происхождения этой характерной детали на его козырьке. Козырьки были прикреплены к головному убору в начале девятнадцатого века в память об адмирале Нельсоне, погибшем в Трафальгарской битве, и являлись знаком траура. В этом контексте они являются или, скорее, были традиционно черными. Со временем появились и другие варианты.
Российские моряки начали носить ленты после 1857 года. Они были утверждены Уставом почти двадцать лет спустя — в 1874 году. На них должно было быть указано количество членов экипажа или название корабля. Длина этих лент также была строго оговорена в уставе: 140 см. Кстати, головные уборы с лентами в России носили не только моряки, но и пехотинцы.