Татары верили, что только магический амулет может спасти им жизнь. Для этого края одежды обрабатывались уникальными украшениями. Ранее в качестве узоров использовались стрелы, которые позже были заменены замысловатыми завитками.
Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
В каждой стране есть свои традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде и еде. По одежде можно судить о формировании и зарождении определенной этнической группы. Национальный костюм татар — это элемент, позволяющий реконструировать богатую историю страны и узнать секреты семейной и социальной иерархии. Каждый национальный костюм выражает уникальность и показывает то, что наиболее ценно для народа. XVIII век стал временем появления татарских костюмов.
Как и большинство предметов одежды, татарский национальный костюм родился под влиянием особенностей жизни народа. При этом следует помнить, что в дизайне учитываются особенности нескольких групп национальностей.
Основное влияние на внешний вид и дизайн оказала Волжская ветвь. Религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим и постоянное передвижение по территории (кочевничество) нашли отражение в костюмах. Национальная обувь и одежда были сделаны так, чтобы быть удобными при любых погодных условиях. Лето не должно быть жарким, осень и зима — холодными.
Крымскотатарские костюмы и другие вариации были созданы, чтобы быть полезными для длительных поездок и могли быть сшиты с использованием меха, кожи, верблюжьего и овечьего войлока, а также ткани.
Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, а одежда — стильной, чтобы общество могло оценить умение следовать моде. Поскольку традициям и культуре уделяется все меньше места, татары и татарские женщины все чаще используют народные костюмы, характерные для старших поколений, только в качестве сценических нарядов для праздников и представлений.
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Виды повседневной одежды
Черты национальности можно увидеть во многих костюмах. Образ татар дает понять, что в каких бы условиях они ни жили, они стремятся быть практичными и создавать комфорт. Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами
Имеется также головной убор. Шарфы носят женщины, а платки — мужчины. В любом случае, он богато украшен различными декоративными элементами. Здесь есть узоры и украшения, отображающие семейные особенности, вышивка из золота, монеты и бусины разных размеров.
В 90% случаев узоры взяты с растений или животных, что свидетельствует о бережном отношении людей к природе. Характеристика должна включать тот факт, что между мужскими и женскими костюмами нет существенных различий. Однако некоторые из них все еще существуют.
Для женщин.
Женский вариант длиннее, чем мужской, и рубашка доходит до ног. Используется для пошива натуральных тканей и материалов:.
В качестве декоративных элементов используются яркие ленты, тесьма (в оттенках серебра и золота), цветные бусины, тонкое кружево и различные украшения. Женщины, девушки и молодые женщины были обязаны носить дополнительный течелдрек или кукрекье со слишком большим вырезом на груди.
Небольшое обтягивание брюк придавало женщинам более элегантный образ. Верх (камзол) был закатан с правой стороны и имел боковые клинья (выкройка уже учитывала эти особенности). Особенностью было то, что верх татарского женского костюма был украшен более богатым мехом и вышивкой. Верхняя часть женского костюма:.
Эти элементы украшались монетами, перьями или тесьмой. Туники шились с использованием бархата, меховых элементов и золотой тесьмы. Особого внимания заслуживают ремни. Они были украшены большими серебряными пряжками. Зимой к костюмам добавлялись меховые шубы.
Мужчины носили короткие рубашки, как платья, а женщины — длинные рубашки.
Мужская.
Рубашки имели боковые клинья и глубокие вырезы для свободы движений и беспрепятственного перемещения. Их можно носить без пояса.
Брюки также изготавливались из натуральных материалов, таких как лен или хлопок, а ткань была однотонной. Для мужчин были разрешены полоски. Прочность и долговечность изделия позволили использовать брюки в течение длительного периода времени без дополнительного ремонта.
Дети.
Детская одежда для младенцев была универсальной и удобной. По мере взросления ребенка появляются первые признаки его пола. У девочек преобладающими цветами были зеленый, бордовый и синий, а у мальчиков — синий или черный. Одежду не нужно было специально окрашивать или подкрашивать. Украшения и аксессуары появились в процессе разработки.
Праздничные и свадебные наряды
Татарская одежда для банковских праздников выглядит дорого и роскошно. Настоящие праздничные костюмы — это избыток декоративных элементов, высококачественных материалов и пошива.
Для женщин.
Свадебные варианты платьев изготавливались из тканей разных цветов:.
В качестве обуви были выбраны удобные сапоги (сапоги или ичиг могут иметь декоративные элементы). Кроме того, невеста может надеть камзол. В качестве головных уборов использовались суконные плащи и расписной калфак.
Мужская.
Особые торжества подчеркивались лазурными костюмами с традиционными народными украшениями. Жених должен был выглядеть богатым, чтобы составить свое положительное мнение.
Ника особенно важна для тех, кто ценит традиции, и в настоящее время акцент делается на костюмах.
Сегодня красивые праздничные наряды имеют характер народа. Традиционные элементы, такие как длина до колена и орнаменты, сохраняются и сегодня. Богатое прошлое устанавливает свои правила. Необычные одежды не имеют украшений. Астраханские зимние воротники и шубы — важные элементы образа.
Дети.
Детские праздничные платья расшиты золотыми узорами, а образ завершают орнаменты. Татарские праздничные наряды для девочек имеют головные уборы или шапочки с кисточками.
Современные свадьбы не лишены традиционных украшений в виде праздничных платьев
Мужские свадебные платья обычно синего цвета и расшиты национальными орнаментами с использованием золотой нити. Повязки на голову обязательны.
Народный костюм татаров
Татары — один из самых густонаселенных народов России. Это татары Приволжского Урала. Казанские, касимовские, мисарийские и кряшенские (т.е. баптистские) татары, астраханцы, живущие на средней Волге и по Волге и Каме, и сибирские татары. Волжско-Камские болгары сыграли важную роль в формировании татарского государства. В 13 веке хан Батый завоевал их удел и создал новый удел — Золотую Орду. Эта провинция простиралась от Западной Сибири до Северного Кавказа и Крыма. Кипсак Золотой Орды принял турецкое название «татары» и ассимилировал многие племена.
В 15 веке орды были разделены на отдельные потники. Столица Казань стала в то время политическим центром всей Восточной Европы. Касимовские татары были названы в честь Касима, сына казанского хана, правившего династией Касимовых. Крымские татары делились на горных (поскольку эта часть Крыма входила в состав Османской империи, народный костюм этой группы находился под сильным влиянием турецкой культуры) и степных (или ногайцев). Ногайцы на Северном Кавказе. Несмотря на территориальное разделение, все татарские группы объединены общей религией и культурой.
Женский костюм
Широкие рубахи-колмеки с полосами, похожими на ромбы, шились из самодельной ткани. К концу XIX века появились вертикальные воротники, кокетки и манжеты, украшенные кружевом и оборками, а также подолы. Нагрудный разрез казанского татарина был украшен очень красочными орнаментами. Поверх колмека надевали обязательную рубашку (богатые женщины носили шелк), собранную у щиколоток кружевами.
Верхняя одежда татар — платье-антер в турецком стиле посередине — шилась из обитой тяжелой шелковой ткани. Узкие рукава антера были украшены бархатными манжетами из капака, расшитыми золотом. Нагрудник из коклюшек, украшенный монетами и вышивкой, прикрывал глубокий вырез. Платья были длиной до колена для девочек, ниже колена для женщин среднего возраста и до пола для пожилых людей. Зимой под платье надевали стеганый хлопковый зубун. Это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярностью пользовались шелковые пальто. Широкие куртки были из черного бархата, украшенные позолоченными орнаментами, а приталенные туники — из шелка и атласа. Зимние бренды украшались беличьим мехом, а туники подшивались хлопком.
Головные уборы и украшения. Самым распространенным головным убором татар была шапка-калфаки. Женщины носили вязаные шапочки, а девушки — бархатные и шелковые шапочки, богато украшенные золотой вышивкой, жемчугом, бисером, бахромой и позолоченными монетами. Мишали украсили свои шапки кашпау серебряными монетами. Как и у кашмовских татар, у них были популярны шали, покрытые полотенцами — пуговицами. Шапка казанских татар, пронизанная бубнами и растительными орнаментами, называлась эльпек. Татарские женщины в Кряшене носили покрывало серпек, с косой, уложенной поверх короны, как у русских. Типичной татарской прической были две косы с пробором посередине. Турецкая феска тюрбуш была популярна среди крымских горных женщин. Татарские женщины носили чалбыри (серьги яка на груди), хаситы (головные ленты), пухлые браслеты, серьги арка и огромные браслеты — крымские женщины носили ленты. Мишари и Криашен широко использовали монеты для украшения.
Девушки в синих колмеках, каратных платьях и бархатных калфаках — казаничиги-мужчины носили сапоги в узорах.
Мужской костюм
Татарский мужской костюм состоял из более широкой и короткой, чем у женщин, рубахи-колмек, шаровар, безрукавки с бархатной и золотой вышивкой, куртки с короткими рукавами, плаща с вуалью, чекменного пальто и дубленки.
Тимбетка была татарским головным убором. Цветей и калебш, четвероногие в форме коконов, были пронизаны золотой мягкостью. Зимой они носили шапки из меха бурека. Женщины также носили бурек на головных уборах.
Пояс. Кусак, который трижды закрывал талию, был неотъемлемой частью татарской одежды. Молодые крымские татары и татарки носили бархатные гамаши, пронизанные золотом.
Некоторые татарские девушки носили фартуки в повседневной жизни. Некоторые сочетают его с праздничным нарядом, другие надевают только рабочую одежду.
Цвета и оттенки тканей, из которых шили татарский костюм
Цвета, выбранные для пошива татарских костюмов, имели конкретное значение. Цвета и оттенки помогали людям понять, женат человек или разведен, чем он занят и т.д.
В начале 18 века преобладающим цветом был красный и все его оттенки. Цвет говорил о происхождении владельца, а затем указывал на его богатство.
Красную одежду тогда носили только в торжественных случаях. Другими словами, он стал считаться элегантным.
Белый цвет считался цветом старости и траура, в отличие от многих других стран. Если женщина надевала белое, это означало, что она достигла совершеннолетия (когда она не могла рожать детей) или собирается на похороны.
Сегодня в современных татарских костюмах преобладают яркость и многоцветие. Изумрудный, сиреневый и синий — самые распространенные цвета, встречающиеся в мужской и женской одежде.
Они искусно сочетаются с контрастными тонами и различными узорами. Вышивка используется для того, чтобы сделать одежду более интересной. Вышивка в основном наносится вручную.
Какие аксессуары дополняли образ?
Образ каждого человека дополняется аксессуарами, которые он предпочитает носить. Наличие или отсутствие драгоценностей может использоваться как показатель богатства семьи.
Среди них были не только женщины, но и семейные пары.
Мужчины предпочитали носить кольца, усыпанные крупными камнями, и оригинальные пряжки.
Девочки, напротив, предпочитали носить воротнички. Они различались по цвету, материалу и форме.
Татары также любили носить серьги. Невозможно было встретить девушку без сережек. Маленькие татары прокалывали уши с трехлетнего возраста. Это были драгоценности, которые девушки носили до глубокой старости.
Серьги были традиционным элементом татарского народного костюма. Серьги изготавливались в совершенно разных формах. С ними девушки могут прикрыть глубокий вырез рубашки.
Оригинальным аксессуаром была рогатка. Татары использовали похожий аксессуар, чтобы носить текст из Корана в кармане. Рогатку носили на плече (для удобства).