Суд исходит из характера правонарушения, длительности незаконного использования эффекта интеллектуальной деятельности, степени вины нарушителя, наличия предыдущих нарушений исключительных прав и т.д., добавляет ВераЗотова. Она является юристом в группе интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы Borenius.
История успеха игрушки Teddy Bear
Какая игра первой приходит на ум, когда вы слышите словосочетание «плюшевый мишка»? Конечно же, знаменитый плюшевый мишка! На первый взгляд это обычные серые плюшевые мишки, но на самом деле это самые дорогие плюшевые мишки в мире. Не только маленькие девочки, но и молодые девушки мечтают о плюшевом мишке. Потому что это идеальное украшение для любой «женской» комнаты.
Подробнее о том, как плюшевый мишка завоевал мир и как он получил свое название, читайте в статье ниже.
Всё началось с охоты
Это был 1902 год, и США управлял 26-й президент Теодор Рузвельт. Однажды ему пришлось совершить деловую поездку в Миссисипи. После того как все вопросы были решены, он решил поохотиться в этом районе. К несчастью для президента, все медведи этого дня, казалось, ускользнули от него. Рузвельт был готов отказаться от охоты просто так, но вмешались его помощники. Подумав, что, возможно, они смогут заслужить похвалу от своего начальника, они схватили крошечную вещицу и привязали ее к дереву, дав Рузвельту возможность получить то, за чем он пришел.
Но гуманитарный президент не оценил этих усилий. Возмущенный тем, что его помощники устроили такой беспорядок с бедными животными, он приказал выпустить белых медведей на волю. Уже через два дня эта история облетела все СМИ, а уважаемая газета The Washington Post опубликовала карикатуру, изображающую Теодора Рузвельта с милым плюшевым медвежонком.
Этот инцидент не остался незамеченным средствами массовой информации. Американская общественность еще долго продолжала шутить с ним, укрепляя его любовь к медведю и его президентству. А сам Теодор Рузвельт ловко использовал образ медведя в своей следующей кампании.
«Медведь Теодора»
Эту охотничью историю можно было бы благополучно забыть, но тут вмешался русский бизнесмен-иммигрант Морис Миштом. Он успешно управлял собственным небольшим бизнесом — сувенирным магазином — в Бруклине. Он решил выставить на продажу сувениры на память об этой истории охоты на президента. Первые плюшевые мишки были сшиты женой Мориса. Первый «медведь Теодор» (так Морис подписывал сувениры) был выставлен в витрине и включал в себя напечатанную карикатуру газеты Washington Post. В то время медведи не были чем-то особенным, но они были очень успешны. Секрет заключался в том, что Морис мастерски владел историей жизни президента. В то время это было предметом бурных дебатов в США.
Затем Морис решил сократить имена медведей до простого «Тедди». Они продолжали покупать этих плюшевых мишек, поэтому Миштом решил закрыть свой магазин подарков и начать производство игрушек, в главной роли, конечно же, плюшевые сумки.
Существуют также варианты «мини мишек», где игрушки могут быть выполнены в любом стиле, но их высота не обязательно должна превышать 12 см. Плюшевые мишки получаются похожими на драгоценности!
Медведи бывают серые
На компанию Carte Blanche Greetings Ltd в Санкт-Петербурге подали в суд две структуры петербургской сети «О’Кей» — O’KayLLC и O’KayLogisticsLLC. Британцы требуют в общей сложности 1,7 млн рублей за нарушение их исключительных прав. Из материалов дела неясно, как просроченные плюшевые мишки оказались на полках магазина. Компания O’KeyGroup, к которой обратился DP, отказалась от комментариев.
Георгий Мелков, старший юрист юридической фирмы Hesse LawFirm, пояснил, что проблемы в крупных торговых сетях могут возникать по разным причинам. «Например, из-за плохого контроля документации поставщика (легко не проверить, имеются ли необходимые разрешения у правообладателя)», — говорит он. ‘Это может быть трудно сделать, если товары приобретаются через цепочку из нескольких поставщиков’. У вас есть право на экспорт в Россию. В таких случаях трансграничная продукция является контрафактной, заключает Георгий Мелков.
Дорога к компенсации
Как показывает судебная практика, система обнаружения практически одинакова во всех случаях. Правообладатель или его агент приобретает для производства продукт, в котором используется персонаж. Например, в случае с ООО «Библион» из Санкт-Петербурга, специализирующимся на продаже книг, изображен брелок с плюшевым мишкой, а в случае с Владимиром Пальниковым, бизнесменом из Красноярска, — торт. По мнению Carte Blanche Greetings Ltd, в нарушение исключительных прав были зафиксированы все обстоятельства, связанные с приобретением товара. Расписки, или, в случае с красноярским бизнесменом, заверенные скриншоты сайта, на которых изображен плюшевый торт.
Однако важно не только признание судом факта нарушения прав, но и получение компенсации. Согласно Гражданскому кодексу РФ, правообладатель может потребовать в качестве компенсации либо двукратную цену контрафакта, либо двукратную стоимость права на использование произведения, либо практически любую сумму (10 000-5 миллионов рублей). Это определяется судом.
Суд исходит из характера правонарушения, длительности незаконного использования эффекта интеллектуальной деятельности, степени вины нарушителя, наличия предыдущих нарушений исключительных прав и т.д., добавляет ВераЗотова. Она является юристом в группе интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической фирмы Borenius.
Неигрушечная расплата
ГеоргийМельков, оценивая масштаб претензий к ритейлеру «О’Кей», указывает, что речь, судя по всему, идет о партии продукции.
‘Другие споры показывают, что при обнаружении одного-двух контрафактных продуктов компенсация обычно не превышает 10 000 — 20 000 рублей’. Ульяновск, в случае с товарными единицами сумма компенсации в размере 25 000 рублей за нарушение авторских прав и 25 000 рублей за нарушение прав на товарный знак была снижена до 10 000 рублей за одно нарушение».
В 2018 году суд взыскал с издательства АСТ 300 тыс. рублей, в то время как правообладатель требовал 2 млн рублей. По сообщениям СМИ, российская компания рассказала о книгах, которые она создала с помощью TattyTeddy.
Вера Зотова добавила, что в отношении нарушителей может быть возбуждено административное производство. Однако наличие административного производства не лишает правообладателя возможности подать гражданский иск против нарушителя, и наоборот.
Правообладатель всегда заинтересован в том, чтобы его бренд не только отвечал требованиям рынка, но и был адекватно защищен от копирования. Если правообладатель не проявляет инициативу в защите своей интеллектуальной собственности, он рискует оказаться в ситуации, когда контрафактный продукт заменит прототип на полке. Это означает потерю прибыли. Этот показатель может достигать сотен миллионов и даже миллиардов. В этом заключается специфика интеллектуальной собственности. Если бренд не защищен, это в конечном итоге может привести к размыванию и потере идентичности продукта.
Апелляции против супермаркетов — не редкость. Например, тот же владелец авторских прав, Carte Blanche Greetings Ltd, был засужен компанией Auchan в 2016 году за продажу игры «Tatty Teddy Bear». Предположение о том, что они являются ответчиками, очевидно, более эффективно для правообладателей. Они не только смогут прекратить продажу контрафактной продукции, но это также послужит рекламным стимулом для других компаний быть начеку в отношении возможных нарушений их исключительных прав.
В 1958 году он выпустил романы «Медвежонок Паддингтон» Майкла Бонда. Его главным героем стал настоящий плюшевый медведь в перуанской глуши. Книга имела огромный успех, на ее основе был снят детский телесериал — и в этот момент, благодаря Питеру Буллу, интерес к плюшевым медведям возродился.
Потерянные случаи.
Надо сказать, что тот факт, что «Новэкс» продает плюшевых мишек Tatty, не является стабильным в магазинах Алтая, Новосибирска и Новокузнецка. Однако тот факт, что медведи были проданы, никто не отрицает. Carte Blanche Greetings Limited потребовала от Novex 50 000 рублей в арбитражном суде.
Novex согласилась: да, права Carte Blanche Greetings Limited были нарушены. Затем стороны заключили мировое соглашение. Это очень интересно: Novex … возместил ущерб в размере одного рубля. Суд не объясняет, почему стороны снизили размер ущерба до 50 000. Российская практика показывает, что за кованого плюшевого мишку предприниматели обычно платят около 20 000 рублей, иногда больше (до 80 000).
Соглашение с Novex было подписано в октябре 2016 года; с 28 декабря по 13 января в Арбитражный суд поступило еще 42 иска к алтайским бизнесменам, решения пока нет. В принципе, все они стремятся получить по 20 000 рублей.
Несколько лет назад правообладатели Tatty Teddy усердно трудились в Серябинском районе. Местные предприниматели работали на правоохранительные службы, и в коллективном письме уполномоченному (видимо, по правам человека) эти действия были названы «криминальными операциями по «защите» авторских прав и родственников», методами нагнетания страха и т.д.
Эта оборонительная тактика не помогла ситуации — возможно, нужна другая. Одна из подписантов, местная предпринимательница Светлана Симонова, судилась с 2014 по 2016 год, но проиграла. Она попыталась подать апелляцию в Верховный суд, но ее жалоба была отклонена. Британская компания получила от него 30 000 рублей и потратила на процесс 180 000 рублей.
Ее видео до сих пор распространяется на YouTube. Она возмущена действиями AzbukaPrava, российского представителя компании Carte BlancheGreetingsLimited. И она утверждает: ее контракт с британской компанией на оказание юридических услуг был подделан. Симонова выступает на фоне витрин с игрушками — многие Tatty Teddies сидят на полках и ждут своей участи.
Богатый урожай
В целом, за последний год владельцы торговых марок и правозащитники атаковали компании с разных сторон.
С одной стороны, как и в прошлом году, полиция составила протоколы об административном правонарушении и конфисковала контрафактные брюки, носки, футболки и шлепанцы таких брендов, как Reebok, Nike и Adidas. Бизнесмены пытались указать пальцем на оптовика: мы у него покупали. Или производитель — он все сделал, а не мы. Однако суд признал их административно ответственными и оштрафовал.
Сектор, в котором разрабатываются российские контрафактные товары, растет, поскольку компании регистрируют собственные торговые марки.
Ирина Томаровская, предпринимательница из Барнаула, продавала сливочное масло. Однако оказалось, что у масла есть секрет. На упаковке было изображение «счастливого мамонта, бегущего с высоким сапогом» (упомянутое в решении суда) с ореолом из слов «Мамонтовский молочный завод». Торговая марка была зарегистрирована на компанию «Январь», которая не давала разрешения ни бизнесмену, ни нефтедобытчику.
Бизнесмен не знал этого, но полиция знала. Незнание закона не освободило женщину от ответственности. Суд обязал ее выплатить штраф в размере 50 000 рублей. Полиция изъяла две коробки сливочного масла.
Другой барнаульский предприниматель, ВикторЗагарин, также был оштрафован на 50 000 рублей. Он продавал дизельное топливо под маркой Shell, принадлежащей компании Shell BrandeInternationalAG. У него также не было документов, подтверждающих его право на использование торговой марки. Полиция изъяла более 30 бутылок разного размера.
Между тем, правообладатель тоже был не лыком шит. Московская компания «Аэроплан», которой принадлежат права на «Смешарики», подала около 40 заявлений в Алтайский арбитраж. Владельцев «Лунтика и его друзей» — около 70. Владельцы студий анимационных фильмов «Лунтиковладелец» и «Мельница» также судятся с компанией «РосницаК-1» («Мария-Па»). В целом, продажа плюшевых медведей — это опасный бизнес.
Кстати, «РитейлК-1» также судится с владельцем торговой марки «Беринг». По прошествии стольких лет розничный торговец, похоже, так и не понял, как не оказаться под прицелом нужного владельца, готового пожинать урожай наличных от его неосмотрительности.