Татарский национальный костюм — это гармоничное сочетание тканей ярких «восточных» цветов, головных уборов с замысловатыми орнаментами, обуви различных видов и назначений, тонких и изысканных украшений. Все эти элементы составляют особый характер татарского национального костюма.
Описание национального женского татарского костюма
Костюмы отдельных этнических групп хранят их уникальные традиции и секреты предков. Татарский национальный костюм с его богатой историей и обычаями не является исключением. Костюм татарских женщин представляет собой единый стилистический комплекс элементов традиционного костюма, отражающий основные черты этнической общности народа. Большое влияние на возникновение и развитие национального костюма оказали религия, социально-экономические и физико-территориальные условия жизни татарского народа.
Татарский национальный костюм возник в начале XVIII века. В то время уже сложились основные характеристики и особенности, которые, несмотря на многочисленные изменения в последующие исторические эпохи, сохранили свою первоначальную целостность и неповторимость. Во второй половине 19 века традиционный женский костюм из тартана утратил свой архаичный характер. А с появлением и распространением тканей возник более изысканный стиль, основу которого составляли сшитые платья и короткие, приталенные жакеты и жилеты.
О чем может рассказать нам костюм
Внешний вид татарского народного костюма, при внимательном рассмотрении, может дать информацию о богатстве и положении человека в обществе, определить социальный статус или возрастную группу женщины, выявить ее религиозные предпочтения. Кроме того, высока вероятность того, что по одежде можно определить, принадлежит ли женщина к кочевой или сельской этнической группе, живет ли она в городе или в сельской местности.
Особенности и разновидности татарского национального костюма
Основу традиционного татарского женского костюма составляют нижняя и верхняя одежда. Нижняя одежда состоит из трех основных элементов — рубашки («кулмек»), сальвара («кукрекча») и штанов («ыштан»).
Рубашка может служить как одеждой, так и платьем. Обычно она была похожа на тунику и доходила до лодыжек. В середине XIX века в татарской женской одежде появились три типа рубашек — с более полным низом, с более коротким низом и пришивным подолом, а также выкройка с каркасом, широким подолом и отдельно пришитой юбкой. Женские рубашки шились из самодельных или покупных тканей и украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами, кружевами, тесьмой, кистями и вышивкой.
Нагрудник является важным элементом татарского национального костюма и состоит из мягкого, прямоугольного или трапециевидного куска ткани. Он был оснащен одним или несколькими ремнями, вшитыми в ткань на шее или спине, и носился под рубашкой. Это был своего рода древний эквивалент современного бюстгальтера. Наличие нагрудника в традиционной татарской женской одежде можно объяснить его историческим предназначением — он скрывал грудь кормящей женщины от сглаза, будучи заправленным очень глубоко в вырез рубашки. Она также украшалась вышивкой, которая в древности имела не только декоративное, но и защитное и сакральное значение.
Другим неотъемлемым элементом татарского нижнего белья были широкие шаровары, сшитые на манер мужских и состоящие из двух пар штанин без боковых швов, между которыми находилась прямоугольная вставка или клинья, обычно из простой, темно-красной или синей ткани.
ВАЖНО! Фартук был дополнительной частью женской одежды и надевался поверх рубашки. Он может быть частью повседневной одежды или частью праздничного костюма.
Верхняя одежда татарского народного костюма делилась на домашнюю и выходную. Самой распространенной моделью среди отечественных был камзол. Их делали очень длинными или короткими, с рукавами или без, с высоким или низким вырезом, с шапочкой или без. Края панелей, передников и отверстия в камзолах были украшены полосками опоссума, кружевами, перьями или мехом, а сама ткань была расшита узорами из золотых и серебряных нитей, аппликациями и монетами.
Модную женскую одежду можно найти на сайте WildBerries https://www.wildberries.ru/catalog/zhenshchinam/odezhda/verhnyaya-odezhda.
Верхняя одежда для женщин была следующих типов:
- «джилен» — длинная одежда с длинными рукавами из плиссированной ткани, бархата или кашемира ярких цветов,
- чоба» — одежда из льняной ткани без подкладки, без воротника, с треугольным вырезом,
- Бешмет — одежда для переходного сезона и зимы, изготовленная из хлопчатобумажной или шелковой ткани в кулиске,
- «тун» — пухлая шуба из овчины или лисьего меха ниже колен с длинными рукавами и кожаными пуговицами или крючками.
Современная татарская национальная одежда обычно представляет собой закрытое А-образное платье с широкими рукавами, украшенное оборками и вертикальным воротником. Рубашка и жилет встречаются гораздо реже. Головной убор почти не изменился. Сегодня народный костюм используется на традиционных народных праздниках и ритуалах, а также в народных танцах. Цвета яркие и разнообразные, с большим количеством вышивки.
Ткань и орнаменты
Исторически сложилось два способа использования тканей для татарского народного костюма: изготовление тканей в домашних условиях — ткачество — и использование готовых, покупных тканей. Традиционно домашние изделия изготавливались в разных цветах:
- Чеки — маленькие и большие, однотонные или разноцветные,
- полосатые узоры, состоящие из комбинаций полос разной ширины и оттенков,
- узоры, напоминающие вышивку.
Одежда изготавливалась из шерстяных тканей, бархата и меха. Позже стали использовать шелковые и хлопчатобумажные ткани и атлас. В татарских костюмах обычно сочетались ткани и цвета для придания оригинальности и праздничного контраста.
Декоративная вышивка в татарских народных костюмах была в основном в виде различных цветочных орнаментов — степных цветов (маки, тюльпаны, лисомоны), луговых трав (колокольчики, ромашки, васильки), садовых букетов (георгины, розы, пионы, нарциссы, ирисы, хризантемы).
Орнаменты в виде шипов и лоз, ягод и пальмовых листьев также встречаются на одежде. Характерной особенностью татарской вышивки является полихромия — выполнение одного и того же мотива в разных оттенках цвета. Геометрические мотивы в виде сердечных волн, полос и меандров имеют второстепенное значение.
ПРИМЕЧАНИЕ: В прошлом татарский женский костюм украшался арабскими лентами.
В Личном кодексе Ивана Грозного, например, есть миниатюра «Русские ловят женщин и детей». Возможно, иллюстрация была искажена временем и воображением автора, но можно распознать черты, характерные для одежды до середины XIX века (это, прежде всего, рубашки свободного покроя и длинные рукава, полностью закрывающие руки).
Немного истории
История современного татарского национального костюма берет свое начало в XVIII веке, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные черты костюма сформировались уже в средние века. Несколько более широкое понятие «традиционный костюм» охватывает одежду, которую носят не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани и Крыму. Образ жизни, место, традиции, религия и особенно восточные мотивы влияли на дизайн одежды.
Считается, что душа умершего покидает тело через отверстия и перфорации в одежде, поэтому татары очень бережно относились к этим предметам. Для распространения положительной энергии и близости к природе все срезы украшались специальными узорами — вначале это были стрелы, позже их заменили спирали и тильды. Кроме того, на белье наносили украшения, служившие амулетами. Они располагались только в определенных местах: самые плотные узоры были на верхнем крае платья, так как каждая мать кормила своих детей грудью. Тазовый пояс считался особенно интимным, поэтому его ничем не украшали.
Для изготовления одежды использовались меха, мягкая натуральная кожа и дорогие ткани. Обувь и головные уборы выбирались в соответствии с погодными условиями. Активно использовались украшения с крупными камнями, жемчугом, перьями, кружевами и дорогими металлами. Полный костюм был универсальным и разнообразным, подходил для праздников и повседневной жизни, верховой езды, кочевой жизни и часто использовался при исполнении народных танцев.
Сегодня традиционные костюмы используются в народном творчестве, фестивалях и театральных представлениях.
Особенности
Наиболее важными элементами традиционного костюма являются длинная рубаха (кулмек), широкий халат и шаровары (ыштан). Для девушек шили нагрудник (кукрекче, тешельдрек) и фартук из тартара, чтобы прикрыть отверстие линии груди при движении или танце. Одежда должна была быть широкой, но женская талия всегда подчеркивалась.
Краткое описание характеристик традиционной одежды:
- Свободная рубашка, которая не была завязана: У мужчин он доходил до колена, у женщин — до щиколотки,
- Брюки: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был простым,
- Верхняя одежда изготавливалась из различных материалов и соответственно называлась по-разному: Камисоль, Казах, Бишмет, Чабули Чикмен, Чабули Тун; Чапан шили для мужчин для воскресного и праздничного посещения мечети, на верхней татарской одежде присутствовали декоративная строчка, меха, кожаные вставки, кайма и вышивка.
Несмотря на яркость и богатство красок, татарской одежде не хватало цветового разнообразия. Наиболее часто используемыми цветами были вишневый, белый, темно-коричневый, желтый и зеленый. По оттенку одежды определяли возраст человека, его богатство и семейное положение.
Белый цвет символизировал старость и траур. По этой причине одежда светлых тонов была характерна для пожилых людей или на похоронах.
Одежда и прически, особенно праздничные, украшались золотыми и цветными нитями, бисером, монетами и денежными знаками. Узоры на одежде имели животные или растительные мотивы, демонстрируя уважение людей к природе и всему живому.
Повседневные наряды
Повседневная одежда татар была минималистичной, и все предметы одежды носились свободно. Дома головным убором татарской женщины был платок, мужчины — тюбетейка. В национальном образе были и особые украшения, которые позволяли внешне определить экономический статус человека и его положение в обществе.
Одежда
Брюки, рубашки и верхняя одежда различались по длине, ширине и орнаменту и изготавливались из дешевых или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно адаптировался к фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, а лиф имел запах. Различия в повседневной одежде существовали между полами:
- Татарский национальный костюм изготавливался из хлопка, шелка, парчи, бархата и льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась оборками и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Свободный халат, лиф или жакет без рукавов расправлялся на правую сторону и доходил до середины бедра. Одежда и прическа украшались косами, бисером, кружевами, монетами и блестящими лентами.
- Мужская одежда изготавливалась из хлопка, льна, шерсти и шелка. Рубашка длиной до колен имела боковые ручки, углубление для головы и не имела пояса. Пальто складывалось и скреплялось поясом из шелковой, хлопчатобумажной или бархатной ленты. В качестве декоративных элементов по подолу камзола использовались цветочные мотивы или декоративные стежки из серебряных и золотых нитей.
Богатые меховые костюмы татар служили для определения богатства и статуса пары в обществе. Наиболее ценными объектами считались бобр, самбуко, лиса, скунс, черный и бурый песец.
Головные уборы
Прическа была обязательным элементом традиционной татарской одежды. Девушки надевали на голову многослойную «конструкцию», которая состояла из следующих элементов: шарф, шапочка, повязка на голову, шапочка или платок. С их помощью завеса была закреплена на голове.
Интересные факты о головных уборах для женщин:
- Однотонные шапки (бурек) из плотной ткани или меха предлагались девушкам и молодым служанкам.
- В деревнях татарка носила вязаную шапочку из белой ткани, а девушки в городе предпочитали изделие из дорогих полосатых шелковых нитей.
- Замужние женщины покрывали головным убором не только волосы, но и шею и тело.
- Треугольные, прямоугольные и квадратные покрывала носили пожилые женщины.
Мужской головной убор состоял из двух частей — нижней (для ежедневного использования дома) и верхней (для выхода в свет). Шапочка, которая закрывала только верхнюю часть головы, использовалась дома. Поверх маленькой шапочки они носили фетровые или матерчатые шляпы, бурки и тюрбаны. Яркие барабанные палочки с украшениями из дорогих тканей предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шапки.
Тюбетейкас Бурек Калфак девушка в национальном татарском головном уборе.
Обувь
Татары носили сапоги круглый год. Летом использовалась более мягкая кожа, а зимой сапоги наполнялись овчиной и хлопком. На сапоги, седельные подушки и бриджи надевали носки из сукна или шерстяной пряжи. В основном они были выполнены в белом цвете.
Татарская одежда шилась декоративными стежками золотой, серебряной, красной и зеленой нитью.
Кукрэкчэ, изю и пояс
Прорезь воротника рубашки на груди была украшена нагрудниками. Их было два: простой внутренний — кукререкче — и элегантный внешний — идзу. Изю украшали вышивкой, бляшками или позолоченными лентами — золотыми и серебряными каймами. Эти украшения носили до конца 19 века.
Мужчины надели свои рубашки. Пояс служил талисманом. Не случайно татары Волго-Уральского региона проводят обряд, в котором девушка балует своего будущего мужа. Пояс исчез из гардеробов в конце XIX века, но еще долгое время использовался в свадебных церемониях.
Широкие штаны
Сшитые шаровары с широкими ногами не были похожи на турецкие шаровары, потому что их кроили особым образом. Две широкие полосы ткани были вшиты в брюки, а третья полоса была вшита между ними. В связи с кочевым образом жизни их предков и мужчины, и женщины носили брюки. В городах эти брюки вышли из моды уже во второй половине XIX века, а в деревнях их продолжали носить вплоть до начала XX века. Мужчины поменяли широкие брюки на брюки европейского кроя. О дедушкиных брюках вспоминали только по торжественным случаям. Например, женихи надевали их на свадьбы.
Как женщины, так и мужчины-татары носили длинный, свободно лежащий лиф. Первоначально оно было длиной до колена и имело рукава, но постепенно оно стало короче, рукава исчезли, а силуэт стал более приталенным. Татарская интеллигенция носила камзолы до конца девятнадцатого века, когда европейские и русские тенденции взяли верх над модой.
Эта просторная, похожая на халат одежда пришла к татарам Поволжья из Средней Азии. Чапан надевается поверх лифа и не подпоясывается, а напоминает накидку. В XIX веке, когда женщины выходили на улицу, они покрывали голову и почти все тело джиланом мужа. Рукава можно завязывать сзади или подвешивать по бокам. Чапан сохранился до наших дней как верхняя одежда имама.
Калфак
Это женский нижний головной убор, который носили только дома. Изначально она использовалась как парикмахерская — ее длина составляла 70 см, так что она полностью закрывала косы. Богато украшенные стручки калфака спускаются по спине женщины. Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрный гардероб, выполнявший чисто декоративную функцию. В начале XIX века высота этого головного убора не превышала 10-12 см, а позже, когда татары перешли на европейскую одежду, он стал калфак-коналка — украшением для волос. В таком виде его носят и сегодня.
Когда женщины выходили на улицу, они надевали поверх калфак-коналку, чтобы их волосы не были видны. Чем больше была тартара, тем больше был калфак. Девушки носили такия, которые были разных форм — в виде куска ткани, стянутого с одной стороны в виде шапочки, и в виде маленькой шапочки с фиксированной крышкой и плоским верхом. Замужние женщины носили платок, который повязывали «по-татарски» — платок не складывали посередине, а оставляли расправленным и просто завязывали на двух ближайших углах. Фабричные платки были очень популярны среди татар. В музеях до сих пор можно увидеть шарфы «французский яулык» — красные с белым узором, а также шарфы из вязаной шелковой ткани с бахромой на концах.
Мужчины носят рясы, на головах у них вилки, а на ногах — сапоги из гепарда. Голова женщины покрыта орпаком. Художник К.Ф. Гун «Мусульманские татары», 1862 г. Фото: Из личного архива.
Однако пожилые женщины носили орпак — треугольный головной убор высотой от 1,5 до 2 метров. Чем богаче была женщина или чем торжественнее была ее прическа, тем больше орпак украшал ее. Верхняя часть платков для волос орпак украшалась плетеными лентами, вышивкой и блестками, также украшались углы платка или вся его окружность. Пожилые женщины носили поверх орпека камчатский бурек — маленькую круглую шапочку с плоским верхом и меховой отделкой по диаметру. Такие колпачки сохранились в музеях.
В начале 20 века женщины выходили на улицы с покрытыми волосами, хотя на фотографиях того времени они были изображены только в кафтанах. Но, во-первых, эти фотографии обычно делались дома, и женщины были одеты не в повседневную уличную одежду, а в праздничные наряды. Во-вторых, они должны были стать частью семейного альбома, и ни один посторонний человек не увидит женщину с непокрытой головой.
Для пошива татарского национального костюма для девочки использовались синий, зеленый, бордовый и красный цвета. Они были многоуровневыми. Руки и шея были в обязательном порядке закрыты. Длина была исключительно макси. Голову украшала вуалированная шляпа, доходившая до середины спины.
Особенности повседневной одежды
Повседневная одежда татар была довольно лаконичной и удобной. В то же время, однако, декоративные элементы использовались для обозначения социального и экономического статуса человека.
Одежда
Предметы гардероба могут иметь разную ширину и длину. Для отделки использовались как дорогие, так и дешевые материалы. Одежда была свободной и адаптированной к фигуре. Действительно, одежда имела различия в зависимости от пола.
Одежда татарских женщин была сделана из парчи, льна, бархата, шелка и хлопка. Рубашки во многом напоминали платья. Для девушек в Крыму они были трапециевидными и украшались бахромой. Таким образом, можно скрыть толстые бедра. Рубашка без рукавов была закатана вправо, как лиф и платье. Длина этих одеяний доходила до середины бедер. Платья, как и другие предметы одежды, украшались браслетами, лентами, монетами и кружевными элементами.
Одежда татарских мужчин была сделана из шерсти, шелка, льна и хлопка. На рубашке есть клинья по бокам и разрез, предназначенный для головы. Верхняя часть традиционно покрывается лентами из бархата, хлопка или шелка и подпоясывается. По подолу одежда украшена цветочным узором и декоративной строчкой. Для их изготовления используются золотые и серебряные нити.
По обилию татарской одежды, украшенной мехом, можно судить о положении человека в обществе и его престиже. Наиболее ценными являются скунс, лиса и бобр.
Головные уборы
Прическа является обязательной деталью татарского национального костюма. Обычно он был многослойным и состоял из различных элементов. Они включали в себя вуаль, шляпу (которую можно было заменить шарфом), ленту и шарф.
Молодые девушки носили специальные шапочки — буреки. Для их изготовления использовались меха или плотные ткани.
Сельское население предпочитало головной убор под названием калфак, который вязали из белоснежной пряжи. Городские жители выбирали шляпы из дорогих материалов.
Женатые татары обычно предпочитали головные уборы, закрывающие не только волосы. Шея также была закрыта. Пожилые женщины в подавляющем большинстве случаев носили головные уборы.
Головной убор, предназначенный для мужчин, состоит из двух частей. Нижняя часть предназначена для бытового, повседневного использования. Верхняя часть используется только для выхода на улицу. Наиболее распространенным вариантом для дома является тюбетейка, которая закрывает лишь небольшую часть головы. Поверх него надевается тюрбан или паранджа. Яркие барабанные палочки, сделанные из дорогих тканей и украшенные различными узорами, используют молодые мужчины. Пожилые татары предпочитают монохромные версии.
Праздничные одеяния
В этом случае татарский костюм характеризуется богатством орнамента и элегантным внешним видом. Для его пошива были использованы дорогие материалы. Особого внимания заслуживает свадебное платье. Он был выполнен в светло-голубых, бирюзовых или зеленых и бордовых оттенках. Правда, в последнее время можно встретить и белые платья, которые раньше считались грустными.
Длина такого платья должна быть максимальной. Это платье также должно быть закрытым и закрывать почти все тело. Открытое декольте не допускается. Голову невесты в этом случае покрывают вышитым чепцом или платком.
Жених обычно одет в синий костюм. На нем много украшений и атласных лент. Имеется также меховой воротник. Обувь молодоженов — сапоги. У них есть закономерность. При их изготовлении используется мозаичная техника.
В это время женихи все чаще надевают на церемонию традиционные европейские брюки. Но и в этом случае их украшают орнаментами и лентами. Жакет часто заменяется бархатным лифом. Рукава должны быть короткими.
Широкие жилеты идеально подходят для танцев. Они украшены мехом. Также подходят модели с коротким лифом. Голова танцовщицы покрыта вуалью или шляпой с кисточкой. Важно, чтобы наряд сидел свободно и чтобы низ распрямлялся во время танца. Это облегчает активные движения и позволяет избежать дискомфорта.
Нельзя обойти вниманием и татарские национальные костюмы. Они невероятно умны и необычны. Татары и по сей день чтят традиции и с благоговением относятся к национальным костюмам. Однако сегодня их очень трудно увидеть в повседневной жизни. В основном, такую одежду надевают только по особым случаям. В любом случае, они привлекают особое внимание и удивляют своей оригинальностью и обилием необычных украшений.