Ликбез что это такое. Ликбез что это такое

В любом случае, обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идеологических ценностей, доступ к которым открывало умение читать. Во время правления Екатерины II, когда многие считали, что «простой народ не должен быть образован», наиболее интеллигентные личности (например, Петр Орлов, депутат клинского дворянства) преподавали образование, но

История ликвидации неграмотности в СССР

После русской революции 1917 года и захвата власти большевиками они начали проводить радикальные реформы в различных областях общественной жизни. Эта деятельность соответствовала их политической программе и была направлена на реструктуризацию многих аспектов общественной жизни. Большевики считали одной из своих целей повышение уровня грамотности населения и обучили основным элементам грамоты большинство жителей страны.

С этой целью в 1919 году была начата масштабная кампания под названием «Ликвидация неграмотности». Это стало одним из важнейших событий в истории России того времени.

Масштабы неграмотности населения в начале 20 века

По данным первой переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году известным ученым и общественным деятелем Петром Петровичем Семеновым-Тян-Санским, в стране насчитывалось чуть более 21% населения, овладевшего элементарной грамотностью. Этот процент считается очень низким и особенно примечателен в сравнении с аналогичными показателями европейских стран.

Такая ситуация была несовместима с деятельностью правительства и разведки. Масштабное развитие грамотности крестьянства иногда считалось излишним. Однако в целом придерживались противоположного мнения. В начале 20-го века, до начала Первой мировой войны в 1914 году, количество школ грамотности увеличилось. За этот период их численность удвоилась или даже увеличилась. Приходские школы были очень важны. Однако к началу 1920-х годов уровень овладения грамотностью вырос с 21% до 30%. Это было признано неадекватным и требовало принятия корректирующих мер.

Ликвидация неграмотности.

Декрет “О ликвидации безграмотности”

В конце 1917 года в Народном комитете просвещения был создан специальный отдел во главе с Надеждой Крупской для изучения и выработки решений по образованию взрослых. Были разработаны специальные педагогические методы. Особое внимание было уделено реформе правописания. Он был создан в царской России, но его реализация была отложена из-за революционных событий 1918 года. В зависимости от внесенных изменений определялись новые, более простые правила письма, упрощающие и ускоряющие процесс обучения. Писать и читать.

Массовая кампания по ликвидации неграмотности началась на законодательном уровне с декрета от 26 декабря 1919 года «За ликвидацию неграмотности». Он приказал, чтобы все жители страны в возрасте от восьми до 50 лет изучали основы письма и чтения. Для этого необходимо было создать учебные заведения во всех местах, где проживало не менее 15 неграмотных. В регионы были направлены педагогические работники для обучения населения и подготовки учителей. Процедуры проводились либо на русском, либо на родном языке студента, в зависимости от выбора студента.

Перепись населения 1926 года показала скромный прогресс в кампании по ликвидации неграмотности. Уровень грамотности был ниже половины — 40,7%, 60% в городах и 35,4% в сельской местности. Гендерные различия были поразительными. 52,3% мужчин умели читать и писать, по сравнению с 30,1% женщин.

Ликбез

Ликбез представлял собой массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В конкретно-фористическом смысле это обучение основным понятиям науки, процессам или явлениям невидимой аудитории.

Исторически термин «лимбез» появился как сокращение от «Очистка от неграмотности», государственной программы в Советской России, начатой 26 декабря 1919 года Декретом Совнаркома «О ликвидации неграмотности в РСФСР». Неграмотные советские россияне в возрасте 8-50 лет были обязаны научиться читать и писать на родном языке или на русском (по выбору). Работники народного образования имели право нанимать любую литературу для обучения неграмотности на основании своих обязанностей. Приказ также предусматривал создание школ для молодежи, детских домов, колоний и других учреждений, которые входили в систему Главсоцвоса.

Содержание

К концу XIX века уровень алфавита в Российской империи был очень низким для страны, которая долгое время следовала курсу промышленного развития. Отправная точка для алфавита в стране в начале XIX века была получена на основе данных 1897 года и признана отечественными и зарубежными учеными. Всего 21,1%, из них 29,3% мужчин и 13,1% женщин.1 В Сибири уровень алфавита составил 12% (16% детей до 9 лет), а в Центральной Азии — 5% и 6% от общей численности населения соответственно. В последующие годы, к 1914 году, доля алфавита увеличилась, но «после войны и роста усыновления в целом темпы алфавитизации замедлились».3 После трех лет войны значительная часть населения в 1917 году оставалась неграмотной (особенно в Центральной Азии). Кроме того, статистика усугублялась тем, что в предвоенный период были сделаны огромные инвестиции в образовательную инфраструктуру, и уже достигнутый уровень алфавита был несколько выше, чем в среднем по империи (см. алфавит # Общая статистика. ), оккупировали и не вернулись в страну.

Оценки грамотности за 1914-1917 годы сильно разнятся. Во многих случаях уровень алфавита 1914 года в Российской империи оценивается в 30% от всего населения 4 5 6. По оценкам некоторых западных исследователей, алфавитность населения России в 1915 году составляла 35-38%. 7 Существует также оценка, согласно которой в 1914 году алфавитность русского населения составляла 45%8. Бывший министр просвещения П.Н. Ингатьев в своей статье дал ему оценку в 56% грамотного населения России (после 1916 года)9.

Институциональные рамки

В 1920 году Народный комиссариат издал приказ о создании Всероссийского чрезвычайного комитета по ликвидации анаида, решения которого являются обязательными. Создан для выполнения приказа о ликвидации неграмотности, изданного в 1919 году, и отвечает за обучение неграмотных с 1920 по 1930 год. Председателем комитета был Анатолий Луначарский, популярный член комитета по образованию.10

Учебная программа требовала широкой организованной подготовки учителей и других инструкторов. К осени 1920 года только 26 государственных организаций по ликвидации неграмотности ВЧК разработали уроки для инструкторов по ликвидации неграмотности.

Первый Всероссийский съезд по ликвидации земства (1922) признал важность обучения алфавиту рабочих промышленных предприятий в возрасте 18-30 лет, а также совхозных, профсоюзных и других рабочих. Срок обучения в алфавитных центрах был установлен в семь месяцев (шесть-восемь часов в неделю).

14 августа 1923 года был издан Декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации неграмотности», дополняющий Декрет от 26 декабря и устанавливающий количество учебных заведений 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для неграмотных). Осенью 1923 года было основано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

Самой большой социальной делегацией, борющейся с неграмотностью, были так называемые беспризорные дети. Это были дети, которые потеряли не только родственников, но и место жительства во время Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их было 4,5 миллиона11 , а в СССР в 1922 году — до 7 миллионов12.

Согласно уставу, все население Советской России в возрасте 8-50 лет, не умевшее читать и писать с 1920 года, было обязано обучиться грамоте. на русском или родном языке, если это необходимо. Из многих первых усилий советской власти это оказалось, пожалуй, самым разумным и успешным.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) — первый комитет просвещения РСФСР (октябрь 1917 — сентябрь 1929), революционер (член с 1895 года в социал-демократических кругах), один из лидеров большевиков, политический деятель, с 1930-х гг. Директор Института русской литературы АН СССР, писатель, переводчик, заядлый оратор, карьерист и популяризатор спорных взглядов. Даже в годы Гражданской войны мужчины мечтали о скорейшем воплощении идеалов Ренессанса — «физически красивых, гармонично развитых и широко образованных мужчин, знакомых с основами и важнейшими открытиями различных дисциплин: инженерии, медицины, континентального права, литературы…».. Сам он старался во многом следовать этому идеалу и занимался всевозможными масштабными проектами, включая ликвидацию неграмотности, политическое просвещение, строительство на принципах передового пролетарского искусства, теорию и основы народного образования и советских школ и образование детей.

По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого должно принадлежать пролетариату. Он проанализировал историю литературы, как русской, так и европейской, с точки зрения классовой борьбы. В своих эмоциональных, ярких и образных статьях он утверждал, что кульминацией этой борьбы станет новая литература, и ожидал прихода великих пролетарских писателей.

Именно Луначарский был одним из основателей попытки перевести русский алфавит на латиницу, и в 1929 году в Народном комитете по образованию была создана специальная комиссия. Помимо этой экзотической попытки интегрироваться в западный культурный мир, он напрямую и лично общался с известными зарубежными писателями, такими как Р. Ролан, А. Барбюс, Б. Шоу, Б. Брехт и Г. Уэллс.

После выхода из состава Совета по образованию Луначарский продолжал писать статьи, а также художественную литературу (драматургию). В сентябре 1933 года он был назначен советским посланником в Испании, но умер в пути.

Материал по теме:.

Мурманский десант. Как Ленин и Троцкий организовали иностранную интервенцию на севере России в 1918 году.

Как Ленин и Троцкий организовали иностранную интервенцию на севере России в 1918 году В начале 1918 года советское правительство переживало трудный период. Обострялась внутриполитическая борьба.

Три года из жизни дорогого Леонида Ильича

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) прожил долгую и очень успешную жизнь. Он родился в семье рабочего класса и за полвека достиг вершины государственной власти, где оставался почти два десятилетия.

Новый год — главный советский праздник

В наше время Новый год можно встретить по-разному и даже отправиться в теплые страны, но большинство наших соотечественников отмечают его так, как это было принято во времена развитого мира

Оцените статью
myata-dress.ru