Уши часто украшались подвесками (пелугами), состоящими из отдельных нитей серебряных монет. Шея была украшена рогожей. Она была расшита монетами, красной ситцевой тканью, мелким бисером и ракушками.
Народный костюм Удмуртии
Удмурты (удмурты) — финско-венгерский народ, издревле живший в междуречье Вятки и Камы и делившийся на северную и южную ветви. Вятская земля, родина северных удмуртов, вошла в состав Великого княжества Московского в XV веке. Эта удмуртская группа понимала русскую культуру и ее традиции. Южные удмурты с X века принадлежали булгарскому Волжско-Камскому царству, а с XIII века — Золотой Орде (позднее Казанскому ханству). Поэтому их культура формировалась под влиянием турецких традиций (например, украшение женской одежды серебряными монетами).
Женский костюм
Удмуртские женщины изготавливали свою одежду из льна и сукна. Одежда северных удмуртов состояла из белой рубахи-дерема, туники и съемного вышитого нагрудника — кабачи. Поверх рубашки надевался белый халат с короткими рукавами — шортдрем. Фартук азкиишет скреплялся плетеным поясом. Южные удмурты шили рубахи (подобно татарам и башкирам) из тканей фабричного производства. Под ними были надеты нагрудники-мерешетки, поверх них — фартуки с пепельными грудями и обтягивающие бархатные рубашки без рукавов. Зыбынский кафтан был теплой одеждой.
Прическа молодых женщин состояла из нескольких частей: шапочки манлай, расшитой двумя рядами серебряных монет по ободку, ленты с бахромой и полосатой шапочки, доходящей до спины. Пожилые женщины надевают тюрбан на манлай. Они также носили айшон — высокую шапку на берестяном каркасе, обтянутом холстом. Айшон была украшена раковинами каури, бисером и монетами и покрыта изысканной вуалью сулик. Девушки носили шляпы такю. Когда речь шла об украшениях, северные удмурты предпочитали жемчуг, а южные удмурты — монеты. Не зря раньше говорили, что удмуртская женщина сначала слышит, а потом видит. Нагрудные украшения с рядами серебряных монет и крестообразные пояса чыртывеш и чыртыкыш были нашиты на тканевую основу. Женщины также носили серьги, бусы и ожерелья, а девушки — лацканы. Южные удмурты носят серебряные монеты на браслетах и кольцах.
Южные удмурты: юноша в рубахе и штанах из пестряди; женщина в айшоне и покрывале сюлык
Обувь
Женщины носили кут лапти с узорами оборам или вязаные чулки и сапоги из сетки, а мужчины — лапти с носками и кожаные сапоги. Валенки носили как мужчины, так и женщины.
Костюм удмуртских мужчин состоял из красной рубахи, штанов из полосатой (часто синей и белой) ткани, пояса или тканого кушака, белого холщового кафтана, овчинной шубы и войлочной шапки с широким околышем.
Мужские головные уборы править
Традиционным головным убором для мужчин была цилиндрическая шапка из самодельной ткани. В 19 веке стали популярны фетровые шляпы с ободком. Зимой люди носили шапки из овчины, круглые или в форме малахая (изи)1 .
Одежда удмуртов почти не отличалась от одежды русских крестьян: рубаха-косоворотка из белого льна, позже из домотканой ткани в мелкую клетку, штаны (эрез) из полосатой домотканой ткани темных тонов, покрой был похож на фабричные штаны. Зимние брюки обычно шили из полушерстяной ткани, при этом использовалась шерстяная пряжа натурального цвета.
Верхняя одежда изготавливалась из полушерсти, шерстяных тканей и фабричных тканей1. Мужская верхняя одежда представляла собой короткое льняное платье с высоким воротником-стойкой или шалевым воротником. В холодное время года они носили суконную полушубок, тканую утиную шубу и овчинный полушубок, все прямые или приталенные, с отрезной спиной и швами, с широким поясом или кушаком. Когда они отправлялись в путешествие, то надевали длинный суконный или кожаный плащ с большим воротником.
Фартук с белой льняной грудкой был обязательной частью мужской одежды, его надевали как в рабочие, так и в праздничные дни2 .
Важную роль в мужской одежде играли пояса: пояс из сыромятной кожи с медной пряжкой (e); самодельный тканый или вязаный пояс из шерстяных ниток разного цвета (kuskertton); широкий шерстяной пояс фабричного производства, часто красный с иголкой (puto)3. В рабочее время мужчины надевали поверх верхней одежды широкие пояса из сыромятной кожи с железным держателем топора сбоку. Одежда для молитв была разной. Выгоревшая рубаха и кафтан были сшиты из белой льняной ткани. Крой был прямой спереди, с талией сзади, воротник был маленький и отворачивался вниз1 .
Женская одежда править
Ареал распространения костюмного комплекса удмуртов Верхне-Чепецкого края — Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятского воеводства, сегодня — Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский и Дебесский районы Удмуртской Республики.
Костюм женщин северных удмуртов — один из древнейших костюмов народов Перми.
Летняя одежда северных удмуртов состоит из кафтана (шортдарем) и рубахи (дарем), дополненных фартуком с открытым верхом (азькышет) и нагрудником с аппликацией (муресаз).
Рубашка выполнена из белой ткани, напоминающей тунику, рукава — из красной и белой ткани с узорами в технике парчового плетения. Композиция узора состоит из трех частей с промежутками белой ткани между ними. Рубашка называется «пестросаэс» по узору рукавов. Вырез рубашки имеет овальную форму и зашит по подолу полосой красно-белой крестообразной вышивки, в которую иногда включаются элементы парчовой ткани2 .
Рубашку обычно носят с пиджаком (с короткими рукавами). Она была пошита так же, как и рубашка, с квадратным воротником и короткими рукавами с удлиненным разрезом у плеча, через который продевались вышитые рукава рубашки. Низ, воротник и подол короткого платья украшали вышивкой, иногда пришивали бисер, мелкие монеты и раковины каури. В зависимости от типа декора, цвета отделочных тканей и количества использованного кумаха, широкие кафтаны назывались по-разному: биныса, сирсо дискут назван по технике вышивки, при которой низ и воротник вышивались двусторонней гладью и пришивались к ножнам; зӧк кумач понем отличался тем, что его отделывали большим количеством кумача; пичи кумач понем — с небольшим количеством кумача, Котыр кумач понем украшался кумачом в круглой форме; кӧтуло украшали красными лентами до низа живота; у котрак тачкё плечи, подол и половина плаща были расшиты кумачовыми лентами; вожен шырем отличался зеленой каймой по подолу; горден шырем был украшен красной каймой.
Каждая пара женских платьев имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи) — квадратного куска ткани размером 20х30 см, полностью вышитого шелком. Кабачи был частью костюма замужней женщины и надевался поверх рубашки, которая прикрывала разрез на груди. В конце XIX века на смену вышитым нагрудникам пришли нагрудники с аппликацией (муресаз), которые изготавливались из разноцветных кусков ткани в сочетании с вышивкой. Иногда пришивались монеты и пуговицы.
Голые передники (азкиишет) были неотъемлемой частью женской одежды, их украшали кружевами, лентами и вышивкой. Узорчатые ленты для фартуков делали на специальных кусках дерева или вязали. В будние дни они носили только передник, но в праздничные дни надевали также узорчатый пояс, с которого свисал платок или шарф (урдес кышет — буквально: боковой шарф)1.
Зимой белая рубашка заменялась двусторонним клетчатым кафтаном (kilimo shortderem) с вырезом на спине, сборкой на талии и длинными рукавами. Поверх куртки надевался нагольный фартук, который дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, за исключением сальвара и треугольного шарфа. Женщина носила квадратный шарф из двух полос ткани 2 с зимней одеждой.
Южный костюмный комплекс править
Южно-удмуртский костюмный комплекс был сформирован людьми, жившими на стыке лесной и степной зон, где влияние степных скотоводческих культур было гораздо сильнее. В этом комплексе сохранились элементы древней культуры, относящиеся к периоду Нужды (VIII-III века до н.э.), когда местные племена находились под влиянием скифо-сарматской цивилизации. В более поздний период на костюм южной Удмуртии оказали влияние тюрки, сначала болгары, а затем татары и башкиры3 .
Территория распространения кластера включает Алнашский, Граховский, Завьяловский, Малопургинский, Можгинский, Киясовский, Кизнерский (Бемыжский кластер) районы Удмуртской Республики, Агрызский и Менделеевский районы Республики Татарстан2 .
Этот костюмный комплекс состоит из рубахи (шортдерем), фартука (айшет), нагрудника (кыкрак), высокой березовой повязки (айшон), полотенца (тюрбан), ленты (йиркерттет) и шарфа (сулык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или руна (dӥs), кафтан без рукавов (saestem), кафтан из домотканой шерсти (zybyn), кафтан из домотканой или фабричной шерсти (dukes), шуба (pas) 4 .
Традиционная женская рубаха южных удмуртов, в отличие от северных, шилась из овчины в конце XIX — начале XX века и имела два боковых клина, широкие рукава с клиньями, сужающимися к кистям, и небольшой воротник-стойку. Полоски ситца пришивались в области груди в форме
в виде нагрудника (муресаз): Съемный нагрудник (мурешет или мурескышет), украшенный аппликациями, напоминал кабачи северных удмуртов, но надевался под рубаху прямо на грудь. Известен еще один вид нагрудника — кикрак, который также носили под рубашкой. В подол рубахи вшивали 12-15 см полосу с бахромой (сӧзул, итет, карта) и полосу с узором между ней и поясом.
Женщины южных удмуртов носили зибин, камысол или сэстэм, дӥс, понток, ӟилиан, дукка и шубы. Зыбын, напоминающий русский зыпун, шился из красной или синей шерсти с черными полосами, имел разрез сзади и собранную талию. Рукава кисти были отделаны полосками черного атласа. Праздничный кафтан — дӥс, похожий на зыбын, шился из плиса или шинка, низ и подол украшались косами. Лиф шили из красной шерсти или белого холста, клинья на талии отделывали белой, зеленой или черной тесьмой, а в подол вшивали оборку. Лиф был украшен вышитым (позже аппликацией) поясом. Понток (от русского — попона) шили из полушерстяной, домотканой ткани, он был приталенным, без складок.
Женские фартуки (ашет, айшет), в отличие от северных удмуртских, шились с высокой грудью и с оборками, пришитыми к подолу 2 .