Головные уборы различались в зависимости от региона. Если среднеазиатские народы предпочитали тюбетейки, то у армян были специальные национальные головные уборы. Западные армяне носили вязаные или тканые полусферические шапки, в то время как восточные армяне носили меховые шапки. Женские шляпки отличались изысканностью, вышивкой и аксессуарами.
Армянская одежда
Армянский национальный костюм стал учебником для изучения многовековой истории страны. Национальным армянским костюмом является тараз — свободное платье со свободным разрезом спереди и по бокам. Орнаменты, особенности и композиция армянского тараза являются культурным наследием и гордостью армянского народа. Армянский костюм уникален и может многое сказать о человеке: его положение в обществе, семейное положение, профессия, регион проживания, из какой семьи он происходит и даже сколько у него детей.
Традиционный армянский женский костюм отнюдь не прост и функционален. Его особенность — многослойность и особая элегантность. Это настоящее произведение искусства с множеством орнаментов и символических элементов.
- Основу костюма составляло платье, которое было обязательно распашным. На востоке Армении платье делали с прорезями от талии до подола, называлось оно архалух. Архалух обычно носили синего, зеленого либо фиолетового цвета, а его подолы и разрезы обшивали красной тканью. На западе платье было двух видов: с разрезами от бедер – антар, без разрезов с широкими рукавами – хатифа.
- Передник как обязательный элемент костюма использовался только на западе Армении. Передник шился из красной ткани, обычно бархата и сукна, тщательно украшался, в том числе узором, символизирующим древо жизни и содержащим инициалы хозяйки.
- Богато расшитый нагрудник – тоже элемент женского костюма западной Армении, его носили поверх платья.
- Женский армянский костюм обязательно включал в себя украшения, которые становились родовыми амулетами, передавались из поколения в поколение и одевались на определенные места — энергетические центры тела человека: голову, виски, грудь, живот, руки и ноги. Украшения женских костюмов западных армян отличались большей изысканностью и роскошью, у восточных армян они были более сдержанные.
Независимо от достатка семьи и, соответственно, ткани, из которой он был сшит (бархат, шелк, атлас, синель или хлопок), женский тараз обязательно украшался вышивкой, а в более богатых семьях — золотыми и серебряными нитями. Пять основных цветов ткани, из которой изготавливался тараз, имели глубокую символику: белый был цветом воды и благоразумия, красный означал плодородие, черный — землю, желтый — огонь и зеленый — процветание.
Женские платья были двух типов: Повседневные платья из дешевых тканей и праздничные платья, обычно из шелка. Чаще всего у армянки было только два платья.
Мужская
Армянский мужской тартан также был весьма оригинален. Его элементы зависели от региона, где жили армяне.
- Основной элемент, повсеместный — шалвар (шаровары). Это синие или черные, шерстные или хлопковые армянские штаны. В западных районах шалвары были книзу заужены, штанины обматывались тканью от щиколоток до колен.
- На западе поверх нательной рубашки надевали елак – жилет, от ворота до груди имеющий большой вырез.
- Поверх елака надевали бачкон – шерстяную богато расшитую куртку до пояса.
- На востоке носили черный, синий или коричневый кафтан до колен – архалух, который носили застегнутым на крючки или на пуговицы от воротника до талии. Для шитья архалуха в зависимости от достатка использовали шелк, хлопок или сатин.
- Поверх архалуха надевалась шерстяная накидка длиной ниже колен – чуха (черкесска). Особенность чухи – длинные откидывающиеся рукава.
В западных областях Армении одежда была более яркой и замысловатой и обязательно носили шапочку.
Нательная
В армянском народном костюме женщины носили архалух или хатифа, красные шаровары длиной до щиколоток и рубаху с рукавами (халав), сшитую из диагональных клиньев, вставленных по бокам. В западно-армянской традиции халав шился белым, в восточно-армянской — красным и делался из той же ткани, что и шаровары, которые надевались под халав и выходили из платья с помощью ладони. Видимая часть штанов была богато расшита.
Под брюками мужчины носили вартик — штаны, которые заправлялись в носки или обматывались шнурками. Жилет — шапик — изготавливался из шелка, хлопка или домотканого льна.
Женская
Армянский национальный костюм назывался тараз. Армянские национальные костюмы имеют многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию и несли в себе особый смысл. Армянский тараз незамужних и замужних девушек был несколько иным. Женщины с семьями использовали костюмы, чтобы продемонстрировать свой статус, а одинокие женщины надевали блестящую одежду, чтобы привлечь внимание.
Женские платья были сделаны из атласа, шелка или — более теплого — бархата. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или облегающего фасона), жилета без рукавов. Платье имело разрез на рукавах и завязывалось на запахе. Платье в обязательном порядке подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.
Жители западных районов страны носили различные традиционные костюмы (хатифа, хрна, антифа, джуппа). Стили различались выбором ткани для пошива. Хатифа (харха, путали) была с широкими рукавами и без боковых разрезов.
Поверх платья надевался фартук. Украшение, цвет и форма могут указывать на происхождение хозяйки из определенного региона страны.
Цветовая композиция женского платья была основана на красных, синих, желтых и изумрудных тонах.
Женщины из богатых семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитями. Акцент был сделан на ювелирных изделиях. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами и височными аксессуарами. Существовала традиция передавать драгоценности из поколения в поколение.
Еще одним основным аксессуаром армянского национального костюма женщин и мужчин были теплые носки (голпа). Очень редко они были однотонными, чаще всего они были полосатыми или узорчатыми. Они были частью приданого девушки, когда она выходила замуж. Их часто преподносили в качестве подарка по случаю крещения.
В некоторых частях страны было принято надевать на нос украшения из бирюзы.
Нательная
Под каждой одеждой они носили нижнее белье — длинную рубашку, называемую халав. Он был разрезан довольно просто. Цветовая палитра может быть белой или красной.
Еще одна деталь нижнего белья — шарванские поханы. Они были сделаны из хлопчатобумажной ткани ярко-красного цвета. Манжеты шарванов были расшиты золотыми нитями или узором из тесьмы.
В армянской культуре считалось, что сочетание красного и золотого цветов в армянском национальном костюме приносит процветание и жизненную силу.
Верхняя
В качестве верхней одежды армянские женщины носили различные типы открытых и закрытых платьев. Одежда отличалась только материалом, из которого она была изготовлена. Платья были сшиты из бархата, велюра и шелка.
Кафтан из бархата был самой популярной короткой одеждой, которую носили армянские женщины. Она обязательно была расшита золотом.
Более состоятельные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральными мехами. В некоторых регионах было принято носить утепленные рубашки без рукавов.
Мужская
Армянский национальный костюм (тараз) для мужчин состоял из кафтана, шароваров, штанов и рубахи. Рубаха шилась из ситца или шелка и имела обязательную деталь — вертикальный воротник с пуговицей сбоку. Спереди рубаха была украшена длинными кистями (хвостами) — бахромчатыми полосами с разноцветной вышивкой.
Более состоятельные горожане имели роскошь сшить себе арлаух — кафтан, надеваемый поверх рубахи. Она отличается от модели для женщин своей длиной. У мужчин она была короче. Цвет арлауха зависел от региона проживания.
В некоторых районах арлаух заменяли курткой без рукавов (елак), поверх которой надевали короткую куртку без пуговиц (бачкон). Эти одеяния связывались на талии несколькими витками платка или ткани. Слои ткани служили карманами, в которых носили оружие, табак и монеты.
Выбор цвета и ткани армянского мужского таразара зависел от региона проживания. Мужская армянская одежда обычно изготавливалась из шерсти, сукна или атласа. Нижнее белье изготавливалось из шелка и хлопка.
Поясня
Армянские мужчины предпочитали темные брюки. Они носились в комплекте с арлаухо и имели свободный фасон.
Другим видом мужской одежды были шалвары. Для шитья использовались хлопчатобумажные или шерстяные ткани. Этот предмет одежды широко носили в западных районах страны. Шалвары были широкого покроя и стягивались на талии шнурком. Обычными цветами были коричневый и белый. Иногда также использовалась яркая ткань с рисунком. Боковая часть была украшена абажурами. Шалвары обычно носили в высоких сапогах или носках.
Самым заметным аксессуаром мужской одежды был пояс. Эти данные могут дать информацию о статусе, финансовом положении и месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне носили более простые ткани, но всегда ярких цветов.
Верхняя
Самым распространенным видом верхней одежды для мужчин была цука. Этот кафтан, напоминающий кафтан, носили круглый год.
Паранджа была еще одной формой верхней одежды. Она изготавливалась из валяной овечьей шерсти и была традиционной одеждой всех кавказских народов. Его носили свисающим через плечи, без застежек или других приспособлений для крепления. Паранджа была особенно популярна среди пастухов и всадников.
Другим вариантом верхней одежды для холодного времени года были безрукавки, утепленные овчиной.
Головные уборы
В теплое время года тюрбаны носили с яркими однотонными платками или шарфами с бахромой. Они были сделаны из войлока или ткани.
Они носили вязаные или хлопковые шапочки (плоские головные уборы, покрывающие голову) с различными украшениями и вышивкой.
Меховые шапки носили с чулкой. Это была высокая утепленная шапка, обычная для кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла защитить даже от самых сильных морозов. Шапка была и астраханская, и из длинной шерсти.
Орнамент
Украшения в армянском костюме играли роль амулетов. Мотивы располагались на рукавах, подоле и вырезе. Мотив должен был защищать от негативных энергетических воздействий. Пояса, фартуки, вязаные носки и нагрудники были украшены традиционными мотивами.
Техника украшения традиционного армянского костюма:
- вышивка;
- вязка;
- художественный шов;
- аппликация;
- набойка.
Особое внимание уделялось вязанию и вышивке. Считалось, что украшения, нанесенные с помощью этих техник, защищают от злых сил.
При нанесении мотивов был сделан тщательный подбор цветов. Женская палитра была более разнообразной и яркой. Мужская цветовая палитра была сдержанной, с преобладанием монохромных темных и белых оттенков. Каждый цвет имел особое значение:
- Красный. Олицетворял солнце, красоту, праздник, жизнь, тепло огня, плодородие. Защищал от плохого взгляда, помогал при бесплодии и болезнях.
- Зеленый с красным. Являлся символом семьи. Зеленый символизировал молодость, зелень, новое поколение, весну.
- Красный с фиолетовым (синим). Имел исцеляющие возможности, использовался в знахарстве (украшения из черно-синих бусин считались оберегом от болезней).
- Черный. Был символом наступления старости. Одежду темных тонов носили только пожилые люди.
- Белый. Ритуальный цвет. Использовался в особых случаях: крещение и погребальный саван.
- Желтый. Отрицательное отношение к этому цвету вызвано ассоциацией с увядающей природой, болезненностью, ядом, желчью. Использовался очень редко.
Женщины украшали свою одежду различными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей из моря.
Декор одежды делится на три группы: Растительность, геометрия, зоология.
Растительный (флора)
Это выражается в изображении листьев, ветвей и деревьев. Бесконечный путь жизни, сила духа была представлена в виде длинной ломаной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.
Цветы украшали платья юных невинных девушек. Миндалевидные мотивы защищали от недобрых взглядов и злых людей.
Зооморфный (фауна)
Редкие орнаменты передавались в виде характерных черт животных. Наиболее популярным было изображение с рогами крупного рогатого скота (орел, корова, бык). Эта деталь должна была принести богатство и увеличить рождаемость.
Змея часто изображалась на оружии, пластинках, украшениях и одежде. Он символизировал семейное счастье, мудрость и приносил удачу.
Изображение петуха было замечено на свадебной атрибутике. Он считался покровителем молодоженов. Прическу жениха обязательно украшали перьями птицы, чтобы поддержать его мужественность.
Разновидности
Армянский национальный костюм девушек и юношей характерен и самобытен, хотя за свою долгую историю он претерпел множество изменений.
Женский
Повседневная одежда молодой женщины состояла из рубашки (халав), брюк (похан), пальто (архалух) и передника (гогноц); в праздничные дни добавлялась «минтана» (дополнительная одежда).
Рубашка была длинной, по бокам пришиты клинья со скошенным срезом. Рукава рубашки были прямыми, а горловина округлой формы. В груди была прорезь. Под «халав» надевали хлопчатобумажные брюки. Обычно их окрашивали в красный цвет. Похана» украшались орнаментом или вышивкой на лодыжках.
Поверх рубашки и штанов они надевали аркалух с прорезями на одной стороне. Праздничная «минтана» была покроена так же, как и повседневное платье. На самом деле, разница была.
Праздничная модель не имела разрезов по бокам. На нем был пояс с шелковым шарфом. Рукава «мидана» закрывались отдельно маленькими шарообразными пуговицами или шнурками. Края были украшены каймой.
Фартук был важной частью одежды армянской женщины. Она была богато украшена красочной вышивкой и закрывалась сверху узким поясом.
Особого внимания заслуживает прическа. Он содержал информацию о социальном статусе своего владельца. Девушки заплетали большое количество мелких косичек шерстяными нитками того же цвета, что и волосы. Такой сложный трюк сделал волосы визуально богаче, а пряди длиннее.
На голову надевали маленькую фетровую шляпу. К цепочкам прикреплялись различные украшения (листья, кольца и т.д.). После свадьбы голову молодой девушки заменили. Фетровая шляпа была украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего. |
Детский
Маленькие дети до одного года были одеты в простую рубашку. Через двенадцать месяцев ей дали верхнюю одежду. Иногда его пришивали слишком длинным, что мешало ребенку ползать и ходить. Это было сделано не в ущерб ребенку, а для того, чтобы за ней можно было лучше следить.
Мальчики и девочки воспитывались вместе до семилетнего возраста, а затем их разлучали. Армянский национальный костюм для детей едва ли можно отличить от модели для взрослых. Мальчики надевали свой первый «настоящий» аркалук только в возрасте десяти лет.
Детская одежда также украшалась богатой вышивкой, которой придавалось особое значение. Часто использовались кресты и подобные элементы. Они служили амулетами против злых сил и злых духов.
В приданое молодой девушки обязательно входили различные предметы одежды, называемые «тараз».
Мужской
Одежда мальчика состояла из рубашки, штанов, бриджей и кафтана. Рубашку для шитья делали из шелка или ситца. Его отличал небольшой воротник с застежкой сбоку. Широкие брюки были сделаны из хлопка или шерсти и подвязывались широким поясом. К поясу были прикреплены кинжал и кошелек.
Особенности
Каждый национальный костюм имел особенности, которые отличали его от других костюмов. Костюм армян не стал исключением.
Цвета и узоры
В большинстве случаев выбор цвета вещей зависел от места проживания. Одни предпочитали красные цвета, другие — белые. Оттенки синего и зеленого также были распространены в армянской одежде.
Красный цвет выбирали не только для одежды, но и для вышивки. В сочетании с зеленым цветом он символизировал свадебный пир. Черный цвет был знаком траура и старости. Желтый цвет использовался крайне редко, поскольку имел негативный оттенок. Желтый цвет ассоциировался с болезнью.
Ткани
Выбор тканей и цветов зависел от того, где жили люди. Для изготовления нижнего белья использовались хлопок и шелк. Для верхней одежды были выбраны ткани, шерсть или атлас.
Крой
Архалух для мужчин был пошит с обрезанной спиной и собран на талии. В некоторых моделях спинка была выкроена из разных швов. Верх и подкладка были прикреплены швом.
Нижние мужские брюки (вартик) шили со вставной полоской. Порой она была настолько широкой, что равнялась длине штанов. |
Женский топ также имел отрезную спинку и элегантный длинный вырез на груди. По бокам были разрезы, идущие от подола до талии. Таким образом, было три пола: два спереди и один сзади.
У армян есть интересная традиция, когда речь идет о крое одежды. За несколько дней до дня свадьбы родственники жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь раскроить и сшить одежду. За раскрой и пошив ткани отвечала жена отца плантатора.
Во время работы она уронила ножницы и поклялась, что они затупились. Женщина отказалась помочь. Однако существовала примета, что если она не разрежет платье, то свадьба не состоится. Гости стали успокаивать «сердитую» даму, предлагая ей угощения и деньги. После того, как она «успокоилась», женщина продолжила свою работу.
Красота свадебного наряда
Платье для свадебной церемонии отличалось тем, что верхняя часть платья была сделана из дорогой ткани. Расцветка одежды также была особенной. Носки разрешалось носить только красного цвета, так как они должны были защищать от зла и злых духов.
На церемонии особое внимание было уделено серебряным поясам. Они были подарены молодоженам их родителями во время свадебной церемонии. В прошлом фартук был важным элементом свадебного платья. Он был сшит из дорогой ткани и украшен золотой нитью. Платье невесты было обязательно украшено традиционной вышивкой.
Дизайн платья обычно был красным и зеленым. Если красный цвет символизировал защиту, то изумруд означал молодость и весну.
Постепенно европейские тона вошли в традиционный армянский костюм. Платье невесты было довольно приталенным и обязательно белого цвета. Только серебряный пояс остался неизменным.
Детские наряды
Для детей до года рождения шили просторные рубахи, но после именного праздника форму дополняли «архалухом». Одежда мешала ребенку двигаться и исследовать окружающий мир, но облегчала уход за сорванцом.
Для детей до семи лет различий в одежде архалухов не было. Позже девочек и мальчиков стали обучать отдельно, а первое взрослое платье дети получали в возрасте 10-12 лет.
Костюмы молодых людей были расшиты скромными узорами без причудливых украшений. В этом случае украшения носили защитный характер и были призваны уберечь новое поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.
Родители готовили множество национальных костюмов к свадьбе дочери, чтобы красавица получила богатое приданое, когда выйдет замуж.
Мужской армянский костюм
Армянин должен был тщательно подбирать детали своей одежды, потому что глава семьи должен быть презентабельным и вызывать уважение у окружающих. Существует разница между одеждой жителей восточных и западных регионов.
- на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
- в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
- к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
- на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.
Для армянской мужской одежды более характерны изменения, связанные с влиянием иностранной культуры. Жители восточных регионов носили «архалух», который западные армяне заменили на короткий жилет «елак» с вырезом в области груди. Поверх «елака» надевалась более короткая куртка, называемая «бачкон».
На Западе существовала сильная традиция красочно украшенных рубашек, жилетов, пиджаков и даже брюк. Вместо пояса они часто повязывали вокруг себя широкую ткань, складки которой служили вместилищем для мелких предметов.
Особенности и отличия
Армянский национальный костюм «тараз» был богато расшит золотыми и серебряными нитями и украшен расписными поясами и аксессуарами. Качество и вид ткани определяли богатство владельца, его положение в обществе. Простые армяне шили одежду из тканей, которые делали сами, а богатые покупали дорогие ткани за границей.
Количество и материал украшений армянской женщины свидетельствовали о богатстве ее мужа. В то время как замужние женщины носили серебряные и золотые украшения, молодые кокетки предпочитали ленты с цветами (так называемые «барты»). После замужества фартук должен был быть расшит защитными мотивами (в знак создания счастливой семьи).
Цвет армянского костюма определял возраст его носителя. Молодые армянки предпочитали одежду светлых тонов, а женщины постарше носили темные костюмы.
Мужская одежда должна была подчеркивать не красоту владельца, а силу и храбрость.
Вышивка золотыми и серебряными нитями была разрешена для мужчин. Для женщин эта работа была запрещена, как и изготовление украшений для костюма.
Головные уборы
Армянские мужчины носили различные головные уборы: Мех, вязаный или тканый. Восточные армяне предпочитали меховые шапки. Лорийцы носили широкие и низкие папахи, зангезурийцы — более высокие и узкие. Жители города носили высокие цилиндрические шапки, часто из астрахана.
Западные армяне носили полусферические шапки, вязанные из шерсти. Такие шапки обматывались сверху крученым шарфом.
Иногда шапки вязали из цветных шерстяных ниток. Они напоминали по форме конус и носились без шарфа.
Женские головные уборы были гораздо более замысловатыми. Замужние женщины носили «башенку». Он был высотой 8-18 см и состоял из нескольких слоев склеенной бумажной ткани. Спереди под турелью повязывалась лента с золотыми или серебряными монетами. Башня» завязывалась множеством сложенных треугольником белых хлопчатобумажных платков, так что эти платки одновременно закрывали шею. Нижнюю часть лица до ноздрей также повязывали белым платком, а затем цветным платком, обычно красным или зеленым. Концы всех этих платков связывали вместе на затылке. Вуаль снимали не часто и носили в течение нескольких дней. Башенку» можно было снять только тогда, когда в доме не было людей. Женщина никогда не должна была появляться босой перед мужем или даже свекровью.
В западной части армянские женщины любили носить различные головные уборы (котик, мантия), сделанные из дерева и украшенные бархатом и традиционной вышивкой с изображением неба, звезд и солнца. Котик вышивали бисером, а к вышитой части края пришивали тонкие серебряные пластинки — из амальгамы.
Вард был сделан из нескольких слоев склеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Варда также была украшена вышивкой. Спереди под поясом висел чехол с рядами золотых монет.
Армянские девушки носили многочисленные косы, удлиненные вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток был подобран под цвет волос. Косы были украшены серебряными кистями и шарами. Девушки в Восточной Армении покрывали голову платком, а на Западе — шляпой, сшитой из войлока в форме фески.
Аксессуары и украшения
Западные армянки использовали различные ленты для волос. Они были сделаны из дерева, обтянуты бархатом и украшены бисером. Кроме того, аксессуар был сделан из папье-маше и украшен мягкой тканью.
Особое внимание молодые дамы уделяли украшениям. Почти в каждом доме были семейные реликвии, которые передавались от старшего поколения к младшему.
Армянские женщины любили ожерелья и браслеты. Причем последние носили не только на руках, но и на ногах.
Некоторые барышни вставляли в нос украшения из серебра с частицами бирюзы. Пуговицы для одежды также изготавливали из этого драгоценного металла. |
Мужская
Армянский национальный костюм (тараз) для мужчин состоял из кафтана, шароваров, штанов и рубахи. Рубаха шилась из ситца или шелка и имела обязательную деталь — вертикальный воротник с пуговицей сбоку. Спереди рубаха была украшена длинными кистями (хвостами) — бахромчатыми полосами с разноцветной вышивкой.
Более состоятельные горожане имели роскошь сшить себе арлаух — кафтан, надеваемый поверх рубахи. Она отличается от модели для женщин своей длиной. У мужчин она была короче. Цвет арлауха зависел от региона проживания.
Яндекс фотографии
В некоторых районах арлаух заменяли курткой без рукавов (елак), поверх которой надевали короткую куртку без пуговиц (бачкон). Эти одеяния связывались на талии несколькими витками платка или ткани. Слои ткани служили карманами, в которых носили оружие, табак и монеты.
Выбор цвета и ткани армянского мужского таразара зависел от региона проживания. Мужская армянская одежда обычно изготавливалась из шерсти, сукна или атласа. Нижнее белье изготавливалось из шелка и хлопка.
Поясня
Армянские мужчины предпочитали темные брюки. Они носились в комплекте с арлаухо и имели свободный фасон.
Другим видом мужской одежды были шалвары. Для шитья использовались хлопчатобумажные или шерстяные ткани. Этот предмет одежды широко носили в западных районах страны. Шалвары были широкого покроя и стягивались на талии шнурком. Обычными цветами были коричневый и белый. Иногда также использовалась яркая ткань с рисунком. Боковая часть была украшена абажурами. Шалвары обычно носили в высоких сапогах или носках.
Яндекс фотографии
Самым заметным аксессуаром мужской одежды был пояс. Эти данные могут дать информацию о статусе, финансовом положении и месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне носили более простые ткани, но всегда ярких цветов.
Верхняя
Самым распространенным видом верхней одежды для мужчин была цука. Этот кафтан, напоминающий кафтан, носили круглый год.
Паранджа была еще одной формой верхней одежды. Она изготавливалась из валяной овечьей шерсти и была традиционной одеждой всех кавказских народов. Его носили свисающим через плечи, без застежек или других приспособлений для крепления. Паранджа была особенно популярна среди пастухов и всадников.
Другим вариантом верхней одежды для холодного времени года были безрукавки, утепленные овчиной.
Яндекс фотографии
Головные уборы
В теплое время года тюрбаны носили с яркими однотонными платками или шарфами с бахромой. Они были сделаны из войлока или ткани.
Они носили вязаные или хлопковые шапочки (плоские головные уборы, покрывающие голову) с различными украшениями и вышивкой.
Яндекс фотографии
Меховые шапки носили с чулкой. Это была высокая утепленная шапка, обычная для кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла защитить даже от самых сильных морозов. Шапка была и астраханская, и из длинной шерсти.