Вязать лапшу несложно. Это также очень увлекательный процесс. Оригинальная обувь ручной работы может послужить отличным подарком, сувениром или предметом домашнего декора. В зависимости от предпочтений мастера могут использоваться различные виды декорирования.
Лапти
Босоножки (с.с. — лапоть) — низкая обувь, распространенная на Руси в старину и бытовавшая в широких слоях сельского населения до 1930-х годов, сплетенная из хлопка (ясеня, вяза и др.) 1, березы или конопли 2. Для повышения прочности подошву оплетали лозой, лианами, веревкой или кожей.2 Сапог привязывали к ноге шнурками, скрученными из того же материала, что и сапоги.
Лапти, или по-другому «корзина», были распространены также у белых русских,3 4 карелов, мордвы, татар, украинцев,5 финнов и чувашей. Похожую обувь использовали японцы6, североамериканские индейцы и даже коренные жители Австралии.
Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во второй половине XII — начале XIII века, в основном обедневшие крестьяне, часто носили обувь из бересты, отсюда и их прозвище (Birkebeiner — буквально «береста», «сапог»).
Содержание
Для изготовления сапога необходимо семь березовых лучин длиной два метра каждая. Ширина лыка равна ширине большого пальца человека, который добывает лыко, а затем вяжет его сам. Для плетения нужно было заплести ровный участок ствола ясеня, чтобы он не имел изъянов по всей длине. Поэтому для обвязки были выбраны зрелые, прямые, высокие деревья ясеня. Часто после полной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало, и оставался голый, «оголенный» ствол. В русском языке это отражено в метафорическом выражении «чесать как палкой» в значении «лишать кого-то или что-то всех имеющихся полезных ресурсов, создавая тем самым угрозу жизни и существованию кого-то или чего-то».
Шапки ткали не во всех регионах России, но их использовали в большем количестве регионов, чем производили. То есть, они были товаром или предметом бартера. Как правило, лапшу не плели в деревнях, где население в основном занималось не сельским хозяйством, а ремеслами, такими как гончарное или кузнечное дело. Чтобы сплести бревно, нужен был деревянный брусок размером с мужскую или женскую ногу. Можно сказать, что приблизительные размеры, подобные сегодняшним S, M, L, XL, XXL и XXXL, использовались русским крестьянством в древние времена. Помимо расходных материалов, нам понадобился нож для резки бостона и специальный инструмент кочедык — разновидность отвертки с деревянной ручкой и металлическим стержнем, который имеет плоский горизонтальный конец, но в основном согнут в вертикальной плоскости и имеет круглую форму диаметром 1,5 — 2 дюйма. Цель этого инструмента — поднять одну из петель уже сплетенной части лапоса, чтобы пропустить через нее свободный конец катушки кетгута.
Худший способ ткать ткань — начинать с пятки. Первоначально используются только пять долей. Переплетение простое: одна лыжа поочередно прижимается лицом к соседней, остается сверху, но затем прижимается к следующей лыже и ложится под нее, и так далее по длине. Когда все шкурки переплетены и их концы достигают края, они отгибаются назад и продолжают переплетаться так, чтобы длина получившейся плоскости продолжалась.
Каблук начинается со сгибания баса посередине через «говеник» — струнный бас. Ротанговый узел должен быть круглым ротанговым узлом, образующим край бокового отверстия сапога, в который вставляется нога. После того как каблук оплетен и «стянут» вдоль колодки, последние два бастарда оплетают с обеих сторон (также согнув пополам, сначала одну, затем другую половину) и приступают к оплетению сначала подошвы, а затем «головы» клена. Когда подошва становится достаточно длинной, чтобы изогнуться вверх и охватить пальцы ног до подошвы (образуя «голову» сапога), подошва закругляется над голенищем (теперь на передней части сапога), а оставшиеся концы косичек заплетаются сверху в обратном направлении вдоль подошвы, образуя второй, внешний слой сапога. Именно на этом этапе ткачества и начинается использование кочедыка. Он используется для поднятия петель, чтобы можно было вставить концы груди. Рукоятка молотка используется для отталкивания поднятой петли назад. Когда достигаются концы подошвы, некоторые биты, симметричные с правой и левой стороны, закругляются над батоном, подтягивая подошву к себе и придавая бокам сапога вертикальное положение и форму самого сапога, как у ботинка. В качестве «двойного слоя» тапочка становится очень прочной. Когда внешний слой ботинка изнашивается до такой степени, что носить его становится неудобно, ботинок можно на время отремонтировать. В крестьянских кругах это называлось «обуть». Это значит, что вместо изношенных шкур наружного слоя, с помощью походки, приклеивают несколько лоскутков новой кожи. Однако считается, что к такой операции «пробивания» прибегали только бедняки, которые не могли позволить себе купить новые биты. В классической русской литературе это изобразил, например, Н. А. Некрасов в поэме «Калистрат»:
Использование
От лапти вверх и вокруг голеней, как в древнегреческих сандалиях, шла лыжная нить, прикрепленная к нижней части набедренной повязки, не позволяя чулку распуститься. Тем не менее, во время длительного бега приходилось менять обувь и перематывать соскочившие тапочки.
Плетение сандалий было зимним занятием крестьян в России, когда не было сельскохозяйственных работ. Вязание баста осуществлялось в определенный летний сезон, когда лыжи обладали необходимыми характеристиками прочности.
Новая, только что сотканная лапша была сделана на одном блоке и не отличалась слева направо в паре.
Одной пары обуви для мужчины хватало на неделю, не больше. Отсюда и поговорка: «Путешествие — это как вязание сандалий!
Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин писал в конце XVIII века. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления пары сандалий нужно два больших и три-четыре маленьких ясеневых полена. Фермер изнашивает от 50 до 60 пар сабо в год. По подсчетам историка Л. Милова, семье из четырех человек иногда требовалось до 150 пар чокаров (около 1,5-2,5 рублей). Крестьяне прилагали такие усилия, потому что сумма денег, необходимая для покупки кожаной обуви, была очень высокой. Чтобы купить сапоги, крестьянин должен был продать четверть своего хлеба, а для жены и детей — еще две четверти 7 .
Биркебейнеры, участники гражданских войн в Норвегии во второй половине XII — начале XIII века, в основном обедневшие крестьяне, часто носили обувь из бересты, отсюда и их прозвище (Birkebeiner — буквально «береста», «сапог»).
Что собой представляют
В Древней Руси каждая семья умела делать сапоги. Они были сделаны из лубяного дерева. Это была легкая и здоровая обувь для ежедневного использования. Чтобы сохранить тепло, повысить прочность и придать им привлекательный вид, сапоги были сплетены дважды. Для этой цели также использовались кожаные подошвы. В холодную погоду они использовались до 10 дней, а летом — примерно за 4 дня.
Конструкция чокара состояла из пятки, носка (головки или шейки) и подошвы. На концах располагались бока (ягодицы или голени). Для крепления шнурков (оборок) в боках были сделаны специальные отверстия — люверсы.
Сегодня трудно представить, как наши далекие предки носили велосипедную обувь. В то же время, благодаря специальным лубяным шнуркам, они надежно крепились на ногах, подобно древнегреческим сандалиям. Шнурки застегивались в промежности ботинка, располагались вокруг лодыжек и предотвращали скатывание ботинка с лодыжки.
Фермеры высоко оценили сандалии и нашли их удобными и простыми в использовании. Это подтверждает поговорка того периода: «Нога чувствует себя комфортно в этой обуви, она просится вперед».
История обуви
Первые упоминания о плетеной обуви, относящиеся к концу X. Века встречаются в «Повести времен минувших». История появления гвоздей связана с экономической ситуацией, которая вынуждала людей использовать подручные средства для изготовления обуви. Территория, где они активно использовались, совпадала с районами, где было большое количество рабов. Лапти были распространены в России из-за обнищания крестьянства и крайней бедности. Даже самые богатые крестьяне не могли купить кожаные сапоги. Их носили в деревне в любое время года, в праздники и будни, на свадьбах и при погребении умерших.
Каждый житель деревни мог связать пару сандалий, но эта работа считалась исключительно мужской. Самые старые модели изготавливались из мачтового дерева, самого распространенного и дешевого сырья.
Сначала тряпки состояли из подошвы, затем мастера начали вязать верхнюю часть изделий, создавая задник и мыски, что придавало форму обуви. Свободные концы льна загибались внутрь и закреплялись, чтобы создать ровную поверхность, которая не будет натирать ноги. На концах были оставлены отверстия для крепления крепежных ремней.
До начала двадцатого века Россию называли просто «страной лапотной», что придавало этому выражению атмосферу отсталости и примитивности. Плетеные туфли были олицетворением беднейших слоев общества. Одной из возможных причин отказа от этих моделей был их короткий срок службы.
Не все знают значение слова «лапша». Название, вероятно, происходит от слова «лапа», так наши предки называли ступни и ладони.
Разновидности
Древние славяне создавали крестильные купели с разным количеством полотен. В зависимости от этой особенности были созданы различные сорта: пентирики, шестерики, семерики, последние обычно использовались для холодной погоды. Для лучшей защиты от мороза они были снабжены кожаными подошвами. Зимние сапоги изготавливались из тонких полосок коры вяза и украшались черной шерстяной лентой, которая отличала их от белоснежных носков. Мастера использовали оригинальные узоры и раскрашивали отдельные полосы, создавая эффект росписи.
Форма и дизайн ожерелий варьировались в зависимости от региона. Например, древнерусские изделия были выполнены диагональным плетением, а белорусские и украинские мастера использовали прямую технику. Русские мастера начали делать их со спины, украинцы и белорусы — с ног.
Московские чокары изготавливались из луба, с высокими бортами и закругленными носами. Новгородская береста использовалась для изготовления лазурита, который имеет треугольный нос и низкие бока. В Мордовии использовали деревянную кору, в основном вяза, придавая голове трапециевидную форму.
В двадцатом веке лапотное искусство активно практиковалось в Костромской губернии, где было много ясеневых лесов.
Чайник Парадные старорусские белорусские и украинские Москва Новгород
Для изготовления одного сапога требуется семь косичек, каждая длиной два метра. Ширина подставки равна ширине большого пальца ноги человека, который добыл животное, а затем сшил его для себя.
Использование
От лапти вверх и вокруг голеней, как в древнегреческих сандалиях, шла лыжная нить, прикрепленная к нижней части набедренной повязки, не позволяя чулку распуститься. Тем не менее, во время длительного бега приходилось менять обувь и перематывать соскочившие тапочки.
Плетение сандалий было зимним занятием крестьян в России, когда не было сельскохозяйственных работ. Вязание баста осуществлялось в определенный летний сезон, когда лыжи обладали необходимыми характеристиками прочности.
Новая, только что сотканная лапша была сделана на одном блоке и не отличалась слева направо в паре.
Одной пары обуви для мужчины хватало на неделю, не больше. Отсюда и поговорка: «Путешествие — это как вязание сандалий!
Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин писал в конце XVIII века. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления пары сандалий нужно два больших и три-четыре маленьких ясеневых полена. Фермер изнашивает от 50 до 60 пар сабо в год. По подсчетам историка Л. Милова, семье из четырех человек иногда требовалось до 150 пар чокаров (около 1,5-2,5 рублей). Крестьяне прилагали такие усилия, потому что сумма денег, необходимая для покупки кожаной обуви, была очень высокой. Чтобы купить сапог, крестьянин должен был продать четверть своего хлеба, а для жены и детей — еще две четверти.
История
Одно из самых ранних упоминаний о цокарах содержится в сказке прошлых времен (XII век), но сами цокары гораздо древнее: инструменты для плетения (коченди) известны с каменного века. Описывая победу киевского князя Владимира и его дяди Добрыни над болгарами на Волге, летописец приписывает Добрыне следующие слова: «Посмотрел я в колодец, а они все в сапогах. Они не будут платить нам дань, ибо они искали сапоги» («Я посмотрел на пленных, и все они в сапогах. Они не будут платить нам дань; позвольте нам отправиться с вами на поиски Лапотников».
Нижеследующее описание основано на статье в энциклопедии Брокгауза и Ефрона (начало 20 века):
В XIX веке их делали из ротанга, с железным крюком, называемым кадач, и деревянным блоком. Иногда, как в Полесье, сапоги состояли из одной подошвы, но в большинстве случаев их делали в виде башмаков, затем подгибали рафию в верхней части передней колодки и оснащали задниками. Свободные концы катушек загибались внутрь и закреплялись, делая края отверстия ровными и предотвращая натирание ног. К концам отверстия прикреплялись ушки, сделанные из той же плетенки, так что ремешки, продетые через эти ушки, сужали отверстие, натягиваясь, закрепляя сапог на ноге. Лучшим материалом для ошейников считалась очищенная от молодняка древесина, которая была не толще 1½ версты и отличалась прочностью. В северных провинциях из-за отсутствия ясеня использовали грубую березу, которая не была выносливой, и сапоги из нее не носили дольше недели. Виноградная лоза использовалась только в Полесье. Длина ясеня обычно составляет 3 дюйма; для пары сапог требуется 32 ясеня, но один ясень дает 3-4 ясеня, поэтому для пары сапог требуется 3-4 дерева. Поскольку большинство жителей северной и восточной России носили лапшу, потребление бальзы из березы и ясеня и относительное потребление молодой древесины было очень высоким. Точного учета производства гвоздей не существовало; значительная часть этой обуви изготавливалась непосредственно потребителями, особенно пожилыми членами семьи, которые еще не могли заниматься другой работой. В конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии изготовлением буйволовых сапог занимались до 300 человек, каждый из которых хранил на зиму до 400 пар. В селе Семеновском, что под Кинешмой, изготовили 100 тысяч пар нагрудных швов, которые разошлись по всей России. Из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии в Москву было отправлено 500 тысяч пар бастионов.
Во время Гражданской войны (1918-1920 гг.) большинство красноармейцев носили нагрудники, предоставленные специальным комитетом.
Типичные виды лаптей, и способы изготовления
Лапоть м. лапоток; лаптишка, лаптища м. постолы юго-западные (нем. Basteln), короткая плетеная обувь на носке, щиколотке, из лыка; обувь из лыка, реже из ивовой коры; ивовая кора, береста (Birkenrinde), кора дуба (Eichenrinde), молодого дуба (Eichenrinde), хрнж. ), из пеньковых кос, сломанных старых веревок (курпы, крутцы, чуна, шептуны), из грив и хвостов лошадей (волосянники), наконец, из соломы (соломенники, кур.).
Лычный навь ткется в 5-12 рядов, пучками, в блок, кочедыком, коточик (железный крючок, ворс) и состоит из косички (подошва), головки, головастика (передняя часть), ушника, обушника (кайма по бокам) и спотыкача, Но плохие навьи бывают в простом поясе, без обушника и неустойчивые; ботинок или подолы сходятся от концов к поясу и завязываются вместе, образуя оберег — своеобразную петлю, в которую продевается оберег. Скрещенные косы, которые сгибаются в башмаке, называются курц; в стежке обычно десять курц. Иногда пуп окружен бастардом или дубом, который проходит через лапоть, а письменные пупы украшены узором. (словарь Даля).
Самыми прочными и мягкими были лапти из липы, худшими — лапти из ивы и ивовой лозы, которые изготавливались из луба. Увлечения часто назывались по количеству тряпок, используемых для плетения: пентирик, пестерик, семерик. Шелк из семи частей обычно использовался для плетения зимних сапог. Для прочности, тепла и красоты уздечку плели второй раз, для чего использовали пеньковые веревки. Иногда для этой цели также пришивались кожаные подошвы. В праздничные дни их делали из вяза и босвеллии и прикрепляли к ногам черной шерстяной лентой. Для работы по хозяйству осенью и весной простые высокие лапти без тесьмы считались более удобными. Сапоги из полосок ткани назывались непешками, но их также делали из пеньковой веревки — крутцы — и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь носили дома или брали с собой в жаркую погоду.
Лапти великороссов были диагонального плетения, в то время как в западных регионах они были прямого плетения или «прямого плетения». В Украине и Беларуси лапшу ели с пальцев ног, а русские крестьяне выполняли работу сзади. Московские катушки баста, сплетенные из мастики, имели высокие борта и круглые носки. На севере люди обычно делали покрывала из бересты с треугольным верхом и относительно низкими бортами. Мордовские лапислапти, также широко распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, изготавливались из вяза.
Форма и дизайн ожерелий варьировались в зависимости от региона. Например, древнерусские изделия были выполнены диагональным плетением, а белорусские и украинские мастера использовали прямую технику. Русские мастера начали делать их со спины, украинцы и белорусы — с ног.
Варианты декора
Газетные трубки необходимо покрасить. Это можно сделать с помощью акриловой краски или специальной тонировки. Цвет следует выбирать в соответствии с назначением будущей обуви и предпочтениями художника. Возможность иллюстрирования на сандалиях рисунков, конструкций, декорирования изделий росписью. Обувь из бумаги можно покрыть акриловым лаком. Благодаря этому цвет становится ярче, вещь служит дольше и легче чистится.
Сапоги из вязаной пряжи можно покрасить специальной краской для тканей. Джутовые веревки украшают различными способами. Их украшают лентами, бисером, стеклярусом, искусственными цветами, аппликациями и многим другим. Лапоть ручной работы для подарков или для гостей. Особенно иностранцы будут рады таким подаркам.
Вязать лапшу несложно. Это также очень увлекательный процесс. Оригинальная обувь ручной работы может послужить отличным подарком, сувениром или предметом домашнего декора. В зависимости от предпочтений мастера могут использоваться различные виды декорирования.