НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ. Наперсный крест священника.

Крестом были награждены все православные (и неправославные — 4468) русские священнослужители. В общей сложности было вырезано около 40 000 крестов. После смерти награжденных медаль и крест оставались в семье, но без права их ношения, а крест также мог быть передан на хранение в приходские церкви.

Дышу Православием

  • Молитва — почему молитва бывает «не услышана» ?
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • Преображение Господне — духовный смысл праздника
  • Икона «Не рыдай мене мати»
  • Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
  • За что не любят православных?
  • Сердце чисто созижди во мне Боже…
  • Верба — зачем освящать вербу?
  • Адам Ветхий. Житие
  • Православная миссия — найди 10 отличий
  • 10 советов постигающим веру
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Обрядоверие или благоговение?
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Три неудобных вопроса о вере
  • Что такое Лето Господне?
  • Адриан и Наталия, мученики. Житие
  • Депрессия — грех или болезнь?
  • Оскорбление религиозных чувств верующих?
  • Один ли Бог в разных религиях?
  • Протестантам об иконах

Наши друзья

U9047XymvAA

В Русской православной церкви наперсные кресты для священников существуют сравнительно недолго. До XVIII. До XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. После введения модифицированной греческой рясы, облачения и плаща облачение священников перестало отличаться от облачения диаконов и монахов, что дало повод к созданию специальных знаков, по которым священника можно было отличить от других священнослужителей.

Одним из таких отличий был наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом награждали достойных священников за долгую и верную службу в качестве отличия и знака королевской благосклонности. Этот крест представляет собой квадратный крест с расширенным нижним краем.

На лицевой стороне — рельефное изображение распятия, а на внутренней — надпись «Послу, дающему образ верным словом и жизнью». Основан во время благочестивого царствования Великого Государя Императора Павла I в 1797 году, 18 декабря».

Крест носят на цепочке из больших плоских колец, прикрепленных к двойным маленьким кольцам. В середине цепочки есть перемычка, так что она охватывает шею спереди и спадает к спине.

Крест священника указывает на то, что он является служителем Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, и что он должен нести и подражать ему в своем сердце. Цепочка с двумя остриями креста — это знак заблудшей овцы, то есть пастырской заботы о прихожанах, возложенной на священника, и креста, который Христос нес на спине в знак своих подвигов и страданий в земной жизни. Крест и цепочка изготовлены из серебра и позолочены.

В начале 19 века священников награждали украшенными крестами по особым случаям. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года русским священникам, выезжающим за границу, было благословлено и разрешено носить там особые золотые кресты, выданные Императорской канцелярией. Такие кресты назывались официальными крестами. Иногда их давали некоторым священникам в качестве награды, и они не выезжали за пределы России.

Государственный указ от 14 мая 1896 года ввел в церковный обиход крест, который стал почетным знаком каждого священника и иеромонаха. Этот крест, которым с тех пор награждают при посвящении в священство, сделан из серебра, восьмиконечный, с чеканным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписью на верхней: «Гд, Цр, Слв» («Господь — Царь Славы»); на концах широкой ступени «ИС, ХС» («Иисус Христос»), под нижней наклонной ступенью «Ника» (греч. — победа). На обратной стороне креста есть надпись. Лето 1896 года, 14 мая». Крест несет серебряную цепочку с удлиненными кольцами. Эта цепочка также разделена на две части и имеет крест посередине. Кресты 1896 года были обязательным знаком отличия для священников, который они надевали поверх облачения во время божественной литургии, и могли носить на рясе в повседневной жизни, в то время как кресты 1797 года по-прежнему вручались всем выпускникам духовных академий, которые по традиции рукополагались в священники.

В 19 веке первосвященники также получили декоративные кресты, похожие на епископальные наперсные кресты.

НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

Святые кресты или наперсные кресты (надеваемые поверх одежды) носятся христианами с древних времен. Они несли с собой мощи или другие реликвии. Сделанные из меди, серебра или золота, они могли носиться кем угодно — от простых мирян до царей и митрополитов.

В XVIII. В XVIII веке в России начали регламентировать использование наперсных крестов. Первоначально наперсные кресты с драгоценными камнями заменили прежние наперсные кресты епископов.

В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам Святейшего Синода носить наперсный крест.

Императрица Елизавета подтвердила это право в 1741 г. В следующем году (1742) императрица Елизавета приказала, чтобы все архимандриты носили наперсный крест, чтобы отличать их от аббатов. Согласно этому указу, епископы, носившие на груди кресты или Богородицу без различия, должны были отличаться от архимандритов ношением только Богородицы 1. В том же 1742 году императрица Елизавета Петровна наградила своего духовника, протоиерея Феодора Дубянского, драгоценным наперсным крестом. Императрица Екатерина II впоследствии щедро одаривала подобными наградами своих любимых архиереев и священников.

Павловский наперсный крест
Павловский наперсный крест

Павловский крест

Во время правления императора Павла I практика награждения духовенства почестями, включая наперсный крест, была закреплена законодательно, «при условии, однако, что эти чрезвычайные почести могут быть оказаны или разрешены только с Нашей воли или согласия, то есть императором». В то же время была составлена модель притягательного креста. На обороте имеется надпись «Старцу, дающему образ верного слова и жизни», монограмма императора Павла I и дата: «Учрежден 1797, 18 декабря». На аверсе обычно располагалось рельефное (а позже и вписанное) изображение распятия. Крест представлял собой четырехконечный крест на цепочке, оба были сделаны из серебра с позолотой. Форма креста оставалась неизменной до революции 1917 года. Вскоре после своего создания «Павловский крест» получил название «Крест, выданный Святейшим Синодом», хотя на самом деле эта награда была утверждена императором, но только с 1881 года Синодом.

Докторский наперсный крест
Докторский наперсный крест

Академический крест

С 1808 года священники, получившие степень доктора богословия, награждались наперсными крестами особой формы. Мастера носили маленький серебряный крест на петлице своего платья. С 1884 года такими же крестами награждаются кандидаты по теологии.

Наградные кресты XIX в.

Позже, в память об Отечественной войне 1812 года и Крымской войне 1853-1856 годов, был введен бронзовый наперсный крест, который носили все священнослужители от рядовых священников до митрополитов. С 1820 года придворные и служащие за границей, а также достойные первосвященники и священники за особые добродетели получали из Кабинета Его Величества литой золотой крест, украшенный бриллиантами и другими камнями. Духовенство, награжденное «служебными крестами», могло затем получить ценные декоративные кресты от благодарных прихожан.

Современное состояние

В Русской православной церкви сегодня восьмиугольный наперсный крест является принадлежностью иерархического чина, тогда как в греческих церквях, как это было в России до 1896 года, рядовые священники не носят наперсных крестов.

Модифицированный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, в просторечии известный как «протопресвитерский крест», сегодня является священнической наградой, следующей за верблюжьей головой (для монахов — гербом).

В качестве еще более высокого отличия пресвитеры получают наперсный крест с орнаментом после палицы, подобный тому, который носят епископы.

Высшим признанием заслуг первосвященника является награждение вторым крестом с п а р а ш е — Патриаршим крестом, после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан настоятельницы епископом епархии с вручением посоха и позолоченного наперсного креста. Когда они уходят в отставку, они сохраняют свое священство и право носить золотой крест, но они больше не могут использовать свой посох.

В благодарность за долгое служение Церкви в качестве настоятельницы, настоятельнице монастыря указом патриарха может быть даровано право ношения наперсного креста с украшениями, который она сохраняет пожизненно.

За благотворное служение Церкви монахиня любого монастыря или настоятельница епархиального монастыря может быть удостоена патриаршим указом права пожизненного ношения золотого наперсного креста.

В исключительных случаях настоятельницам может быть предоставлено право ношения патриаршего наперсного креста по инициативе патриарха и независимо от их старшинства или прежних заслуг. В этом случае патриарший наперсный крест носится как второй крест.

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: «Летопись», 2012, 120-132:
    • http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3 — источник использован частично
    • http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t. d=3
    • http://www.mospat.ru/index.php?mid=279
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/5077255.html

    Дорогой читатель, если вам кажется, что эта статья неполноценна или плохо написана, значит, вы знаете что-то большее — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете искать, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли, и те, кто придет после вас, будут вам благодарны.

    «НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ» еще можно поискать:

    Полнотекстовый поиск в Дереве.

Оцените статью
myata-dress.ru